?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Цитирую из статьи Горького "О "карамазовщине" ("Русское слово", № 219, 22 сентября 1913 г.)
После "Братьев Карамазовых" Художественный театр инсценирует "Бесов" - произведение ещё более садическое и болезненное. Русское общество имеет основание ждать, что однажды г. Немирович-Данченко поставит на сцене лучшего театра Европы "Сад пыток" Мирабо, - почему бы не показать в лицах картины из этой книги? Садизм китайцев патологически интересен для специалиста, наверное, не менее, чем русский садизм.
Не будем говорить о том, что ещё недавно "Бесы" считались пасквилем и что произведение это ставилось многими из лучших людей России в один ряд с такими тенденциозными книгами, каковы "Марево" Клюшникова, "Панургово стадо" Вс. Крестовского и прочие тёмные пятна злорадного человеконенавистничества на светлом фоне русской литературы. (...)
Очевидно, г. Немирович знает, что есть публика, которой забавно будет видеть неумную карикатуру на Тургенева в годовщину тридцатилетия его смерти (...).
Меня интересует вопрос: думает ли русское общество, что изображение на сцене событий и лиц, описанных в романе "Бесы", нужно и полезно в интересах социальной педагогики?
Неоспоримо и несомненно: Достоевский - гений, но это - злой гений наш. Он изумительно и глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всём разочарованного нигилиста и - противоположность её - мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь перед всеми и пред самим собою. Был нещадно бит, чем и хвастается. (...)
Достоевский - сам великий мучитель и человек больной совести - любил писать именно эту тёмную, спутанную, противную душу. (...)
Почему же внимание общества пытаются остановить именно на этих болезненных явлениях нашей национальной психики, на этих её уродствах? Их необходимо побороть, от них нужно лечиться, необходимо создать здоровую атмосферу, в которой эти болезни не могли бы иметь место.
А у нас показывают гнойные язвы, омертвевшие тела, заставля думать, что мы живём среди мёртвых душ и живых трупов. (...)
И вот, в интересах духовного оздоровления, необходимо - как мне кажется - определить социально-воспитательное значение тех идей, которые Художественный театр предполагает показать нам в образах. Нужно ли это увечное представление?  Я уверен, что - нет.
Это "представление" - затея сомнительная эстетически и безусловно вредная социально.
Рабски следуя за Художественным театром, театр Незлобина инсценирует "Идиота", тут тоже есть чем полюбоваться, например: агонией туберкулёзного Ипполита, эпилепсией князя Мышкина, жестокостью Рогожина, истерией Настасьи Филипповны и прочими поучительными картинами всяческих болезней тела и духа. Не надо забывать, что на сцене театра не так ясны мысли автора, как жесты, и что роман Достоевского, оголённый купюрами, примет характер сплошной нервной судороги.
Я предлагаю всем духовно здоровым людям, всем, кому ясна необходимость оздоровления русской жизни, - протестовать против постановки произведений Достоевского на подмостках театров.
(конец цитаты)
promo natabelu october 22, 2015 10:01 169
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…

Comments

( 129 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kototuj
Jun. 17th, 2009 01:25 pm (UTC)
Послушать Горького - у Федора Михалыча в романах сплошной БДСМ :))
natabelu
Jun. 17th, 2009 01:32 pm (UTC)
ага! на себя бы посмотрел)

и ещё мне кажется, что горькому не помешало бы образование. все эти "его универститеты" - ерунда на постном масле))
(no subject) - kototuj - Jun. 17th, 2009 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - the_toad - Jun. 17th, 2009 04:00 pm (UTC) - Expand
zgorevna
Jun. 17th, 2009 01:57 pm (UTC)
как не вспомнить идеализированную Горьким красоту и гордость цыганской души. вот уж где романтизма полна коробочка...
natabelu
Jun. 17th, 2009 02:05 pm (UTC)
а "самгин" или "мещане" горького - просто прорва довольно-таки патологических типов!)
(no subject) - zgorevna - Jun. 17th, 2009 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zgorevna - Jun. 17th, 2009 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natalia_vesna - Jun. 17th, 2009 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dir_for_live - Jun. 17th, 2009 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dir_for_live - Jun. 17th, 2009 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dir_for_live - Jun. 17th, 2009 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:16 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - zgorevna - Jun. 18th, 2009 06:07 pm (UTC) - Expand
lunaire
Jun. 17th, 2009 02:10 pm (UTC)
печально когда соглашаешься с горьким
но сложно спорить - в каждой строчке прав матерщинник ж)
natabelu
Jun. 17th, 2009 02:19 pm (UTC)
ну, думать про достоевского каждый вправе что угодно) однако "протестовать против постановки произведений Достоевского на подмостках театров" - это, по-моему, самому быть персонажем достоевского))

(хотя я с горьким никак не могу согласиться, особенно по поводу "бесов", в принципе соглашаться с ним (в чем-то другом) позорным не считаю, потому что он был далеко не самый отвратительный тип на свете, и пьесы у него были хорошие, вот. будемте справедливы!)
zaglyanula
Jun. 17th, 2009 02:16 pm (UTC)
Так у нас вся литература патологическая. Вот "Колобок", например: сплошные садисты и каннибалы. Или "Курочка Ряба": два истероида. То им яичко не бьётся - плохо, а как добрая мышка помогла, разбила, так они - в слёзы. Или "Теремок". Там мишка как раз демонстрирует садическую жестокость во всём разочарованного нигилиста. Ничего доброго, светлого. Ужос.
natabelu
Jun. 17th, 2009 02:20 pm (UTC)
а пиэса горького "на дне"?! одно название - фу, фу!))
(no subject) - zaglyanula - Jun. 17th, 2009 02:55 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - zaglyanula - Jun. 18th, 2009 09:03 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - zaglyanula - Jun. 18th, 2009 12:03 pm (UTC) - Expand
larqui
Jun. 17th, 2009 02:18 pm (UTC)
Уж на что я не люблю Достоевского.... Но кто б выражался. :)))
natabelu
Jun. 17th, 2009 02:24 pm (UTC)
я сама всё больше по толстому))

тут меня больше всего порадовал (с позволения сказать) вывод, очень советский - в тринадцатом году! - запретить, мол, достоевского в театре как социально вредное явление))
(no subject) - larqui - Jun. 17th, 2009 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - larqui - Jun. 17th, 2009 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - larqui - Jun. 17th, 2009 03:05 pm (UTC) - Expand
natalia_vesna
Jun. 17th, 2009 02:22 pm (UTC)
ну надо же! а я люблю Достовского... несмотря на "патологические типы" ;))
natabelu
Jun. 17th, 2009 02:27 pm (UTC)
да прикольные же типы! и вообще, достоевский писал увлекательно, занятно, а местами очень смешно)
я как-то взяла на море "подростка" и весь отдых над книжкой угорала)
(no subject) - zgorevna - Jun. 17th, 2009 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 02:41 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 17th, 2009 02:50 pm (UTC)
"Господи, да еще какие свиньи иногда! Вор и подлец Бенвенуто Челлини, беспробудный пьяница Хемингуэй, педераст Чайковский, шизофреник и черносотенец Достоевский, домушник и висельник Франсуа Вийон..."
Стругацкие "Град обреченный"
В неменьшей степени сие относится и к автору процитированной статьи ))) Что не делает его плохим писателем.

natabelu
Jun. 17th, 2009 02:54 pm (UTC)
хотя, конечно, в большой степени делает его засранцем)

а почему анонимно? с кем я разговариваю?!)
(no subject) - altrally - Jun. 17th, 2009 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - altrally - Jun. 17th, 2009 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - altrally - Jun. 17th, 2009 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - altrally - Jun. 17th, 2009 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - altrally - Jun. 17th, 2009 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:44 pm (UTC) - Expand
altrally
Jun. 17th, 2009 02:52 pm (UTC)
"Господи, да еще какие свиньи иногда! Вор и подлец Бенвенуто Челлини, беспробудный пьяница Хемингуэй, педераст Чайковский, шизофреник и черносотенец Достоевский, домушник и висельник Франсуа Вийон..."
Стругацкие "Град обреченный"
В неменьшей степени сие относится и к автору процитированной статьи ))) Что не делает его плохим писателем.

altrally
Jun. 17th, 2009 02:56 pm (UTC)
Прошу прощения, не залогинился сначала.
natabelu
Jun. 17th, 2009 02:58 pm (UTC)
спасибо, отлегло! а то мало ли кто ходит))
(Deleted comment)
natabelu
Jun. 17th, 2009 03:08 pm (UTC)
ДА!))
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:26 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:30 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:35 pm (UTC) - Expand
ex_veter33823
Jun. 17th, 2009 03:08 pm (UTC)
а я бы пошел протестовать против постановки Достоевского современными клипмейкерами в форме последнего телесериала...
)
еще мне понравилось, как natabelu писала о Горьком, полгода назад, кажется, о Климе Самгине с йотуб-иллюстрациями....
)
natabelu
Jun. 17th, 2009 03:09 pm (UTC)
даа, а теперь эти иллюстрации не работают! горького самого запретили)))
perechnica
Jun. 17th, 2009 03:12 pm (UTC)
*окая по-волжски*
ХОрОша, хОрОша рецензия! ОбОжаю пОдОбнОе чтивО! ЧегО тОлькО не спОдОбишься уздреть, прОсти гОспОди....
natabelu
Jun. 17th, 2009 03:17 pm (UTC)
Re: *окая по-волжски*
гыгыгы)) у меня такого ишо много! у меня потому что имееццо книжко триццать девятого года "горький об искусстве")))
Re: *окая по-волжски* - perechnica - Jun. 17th, 2009 03:19 pm (UTC) - Expand
Re: *окая по-волжски* - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:20 pm (UTC) - Expand
Re: *окая по-волжски* - perechnica - Jun. 17th, 2009 03:26 pm (UTC) - Expand
Re: *окая по-волжски* - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:29 pm (UTC) - Expand
Re: *окая по-волжски* - perechnica - Jun. 17th, 2009 03:38 pm (UTC) - Expand
Re: *окая по-волжски* - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:44 pm (UTC) - Expand
Re: *окая по-волжски* - perechnica - Jun. 17th, 2009 03:50 pm (UTC) - Expand
Re: *окая по-волжски* - natabelu - Jun. 17th, 2009 03:55 pm (UTC) - Expand
Re: *окая по-волжски* - perechnica - Jun. 17th, 2009 03:58 pm (UTC) - Expand
Re: *окая по-волжски* - natabelu - Jun. 17th, 2009 05:42 pm (UTC) - Expand
the_toad
Jun. 17th, 2009 03:59 pm (UTC)
Горький был идеалистом, в некотором смысле этого слова. То есть он как бы не учитывал реального положения дел, считая выборку посетителей театра релевантной.

На самом деле обществу в целом и духовно здоровым людям (вроде меня, гыгыгы) в особенности Достоевский в достаточной степени по хую.

Как, впрочем, и Горький...
natabelu
Jun. 17th, 2009 05:43 pm (UTC)
действительно гыгыгы)))
merienn
Jun. 17th, 2009 04:13 pm (UTC)
Сказано же - Достоевский писатель для подростков. Так тому и быть))

Мне вообще все нравится читать, и ни от чего не заболеваю, вот Чехов только меня сильно тревожит.
natabelu
Jun. 17th, 2009 05:43 pm (UTC)
а меня и чехов не тревожит! в хорошем смысле))
mak2a
Jun. 17th, 2009 04:24 pm (UTC)
В 6-м классе (12 лет) за хорошую учёбу мне "от папиной работы" подарили стопко книг. Там было "Дело Артамоновых". Ну в летние каникулы я её и прочитала, и оттуда узнала, к примеру, что свёкры с удовольствием трахают невесток - а восприятие, сами понимаете, было обострённое. Ну теперь я такая :-))) Едва не вырвало в процессе.
А Достоевский... Люблю Достоевского!
natabelu
Jun. 17th, 2009 05:45 pm (UTC)
вооот, именно! у горького полно грязищщи! и ничо - пролетарский писатель, основоположник соцреализма))
kaholong
Jun. 17th, 2009 04:42 pm (UTC)
Вот вроде бы и умный человек Горький, а дурак.
natabelu
Jun. 17th, 2009 05:45 pm (UTC)
плюсадин))
_masquer_
Jun. 17th, 2009 04:43 pm (UTC)
Писатели на то и писатели, чтобы друг другу волосики выдергивать. А что тот же Горький писал о Верлене и декадентах! Ежели какого писателя послушать, то на всем белом свете есть один вид искусства - создаваемый им самим.
natabelu
Jun. 17th, 2009 05:46 pm (UTC)
ну... набоков, например, при всей своей злобности любил ходасевича)
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Jun. 18th, 2009 12:32 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 17th, 2009 05:07 pm (UTC)
Горький наверно перевернулся в гробу.он бы сказал:,,Надо же так испоганить.меня вырвали из контекста,,.а вообще-то если задуматься:это 1913 год.то есть Горький то не знал что в ближайшие сто лет в России будет такая порнография:придет Гитлер,Сталин...Путин,(Медведев),Путин=Дибил.а что будет через 80-150 лет.неужели мы думаем что все по настоящему плохое осталось в прошлом.
natabelu
Jun. 17th, 2009 05:47 pm (UTC)
нет, мы так не думаем. а вы кто?
nailike
Jun. 17th, 2009 08:49 pm (UTC)
Единственно под чем могла бы подписаться, так это под:
"Не надо забывать, что на сцене театра не так ясны мысли автора, как жесты, и что роман Достоевского, оголённый купюрами, примет характер сплошной нервной судороги".
Действительно не все литературные тексты - "театральнопостановочны", по крайней мере в академическом театральном пространстве. А тексты Достоевского с неизбежными купюрами при постановке действительно сильно "теряют", а при особенно дурной режиссуре могут превратиь текст Ф.М. в, пардон,блевотину.
Так что, лучше тексты Достоевского читать и без оглядки на кого-либо.
natabelu
Jun. 17th, 2009 09:09 pm (UTC)
с другой стороны - в театр вряд ли ходит публика совершенно неподготовленная)
afri_cat
Jun. 17th, 2009 09:08 pm (UTC)
Карамазовых, мамародная, помню два раза перечитывала. Любилю их. И Бесов люблю. Сама порой как без случаюсь)
natabelu
Jun. 17th, 2009 09:09 pm (UTC)
:-)))
_o_tets_
Jun. 17th, 2009 09:10 pm (UTC)
Достоевский - сам великий мучитель и человек больной совести - любил писать именно эту тёмную, спутанную, противную душу. (...)

Очень напомнило высказывание Бунина (со слов Катаева) про Достоевского:

"Он все время хватает вас за уши и тычет, тычет, тычет носом в эту невозможную, придуманную им мерзость, какую-то душевную блевотину."

И ведь совершенно правы, по-моему.

А протестовать против постановок - это без комментариев, конечно)
natabelu
Jun. 17th, 2009 09:15 pm (UTC)
ну сразу уж и "блевотину"... до чего ж люди любят сильные выражения!))
(no subject) - _o_tets_ - Jun. 17th, 2009 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 09:23 pm (UTC) - Expand
murdalak
Jun. 17th, 2009 10:08 pm (UTC)
И я, пожалуй, с ним соглашусь :) Что злой гений - адназначна :)
natabelu
Jun. 17th, 2009 10:14 pm (UTC)
он не злой, он просто эпилептик!))
(no subject) - murdalak - Jun. 17th, 2009 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 17th, 2009 10:26 pm (UTC) - Expand
gunila
Jun. 18th, 2009 07:08 am (UTC)
А я видела ("Братьев К.") на подмостках, мне понравилось! :)
В детстве было жалко Достоевского, грустного на портрете.
natabelu
Jun. 18th, 2009 12:31 pm (UTC)
его вообще жалко))
soboleva_t
Jun. 18th, 2009 07:19 am (UTC)
То, что при инсценировке или экранизации произведений Достоевского иногда получается черт знает что такое - несомненный факт, много раз обсуждаемый в ЖЖ. Таковы особенности стилистики Федора Михайловича. "Он схватил его за руку и произнес..." (далее следует монолог на пять страниц), и всё в таком духе.

Другое дело, что Алексею Максимовичу можно смело вернуть его же аргументы, достаточно вспомнить его изломанно-болезненные пиесы типа "На дне" и "Васса Железнова", не говоря уж об убийственном романе "Клим Самгин". И всё же я считаю Горького хорошим писателем. Несмотря на "Девушку и Смерть", которая покручефаустагёте. :)
(Deleted comment)
(no subject) - soboleva_t - Jun. 18th, 2009 08:47 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - soboleva_t - Jun. 18th, 2009 08:53 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - soboleva_t - Jun. 18th, 2009 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 18th, 2009 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - soboleva_t - Jun. 18th, 2009 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 18th, 2009 02:07 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
natabelu
Jun. 18th, 2009 12:28 pm (UTC)
вижу, никто не любит достоевского!))
про "на дне" и пр. - вот-вот, именно-именно!)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 129 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Ideacodes