?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В "Эликсирах дьявола" Гофмана читаю: "...когда он вскочил в страхе и со светильником в руке глянул на свою подругу, то увидел, что родился мальчик (...) В то же самое мгновение его подруга душераздирающе закричала, и на нее напали корчи, как будто ее душат. Повитуха пришла со своей служанкой, лекарь тоже не медлил; но когда они хотели помочь женщине, то увидели окоченевший труп; на шее и на груди выступили омерзительные синие пятна..." - и так далее, ужасающая, в общем, картина. Но что, думаю, за дежа вю? Почему-то эта смерть выглядит "старой знакомой"... И вспомнила: как раз на этих страницах "Эликсиров дьявола" остановилась первая жена Дитриха Фишера-Дискау - перед тем, как умереть тяжелой смертью во время родов. Фишер-Дискау едва не повредился в рассудке, оставшись вдруг вдовцом с тремя детьми, один из которых был новорожденный младенец; и жену он очень любил. А Гофман - точнее, не Гофман, Гофман не виноват - но это болезненное совпадение: смерть, описанная в книге, и смерть, решившая соответствовать литературе - подлило масла в огонь; Дискау перечитывал этот проклятый фрагмент "Эликсиров" и у него, похоже, сердце разрывалось... - у меня бы точно разорвалось!

Чтобы сгладить "мистичность-драматичность" несколько мучительного свойства - перейдем к "мистичности-драматичности" с оттенком юмористичности. В новелле Гофмана "Приключение в ночь под Новый год" у одного типа, панически боявшегося зеркал, было странное погоняло - "граф Суваров". С какого - думаю я, читаючи - перепугу, собственно? почему граф Суваров? То бишь - очевидно - Суворов?... 
Оказалось, что действительно, была распространена про графа Александра Васильевича Суворова такая байка - будто он ненавидит зеркала, поскольку, видимо, по природе своей оборотень. Чтоб наверняка не встретить на пути ни одного зеркала, он специально ходил хитрыми путями; например, однажды потащился аж через Альпы (это я уже сама придумала - в подтверждение исторического анекдота). Видно, европейцам это воображаемое свойство Суворова-Суварова так крепко запало в ум, что Гофман обозвал его именем своего персонажа "ничтоже", как говорится, "сумняшеся" и без всяких объяснений в самом тексте новеллы: кто же, мол, не знает странных причуд графа Суварова!..
promo natabelu october 22, 2015 10:01 171
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
delvin_stil
Feb. 19th, 2008 06:41 pm (UTC)
Я из Гофмана больше люблю его Солнечно-Философские вещи...
Золотой Горшок например... Удивительно красивая вещь)))
natabelu
Feb. 19th, 2008 07:16 pm (UTC)
"Золотой горшок" - прелестная штука, очаровательная! А "Элексиры" - супер-триллер))
Я больше всего "Серапионовых братьев" люблю.
acttesser
Feb. 19th, 2008 06:41 pm (UTC)
Творчество и реалии. Вечная тема!
Если уж на ночь, то практически та же ситуация, как с Гофманом, но помрачнее, в рассказе Ганса Гейца Эверса "Утопленник": http://lib.meta.ua/book/7052/
(небольшой, три странички)
natabelu
Feb. 19th, 2008 07:25 pm (UTC)
Да, славный рассказ. Жаль, что маленький))
paulkosov
Feb. 19th, 2008 07:00 pm (UTC)
В институте писал работу по Гофману, вообще несколько курсов подряд мучал немецких романтиков, в особенности Фр. Шлегеля, но полюбить их все же не смог...
natabelu
Feb. 19th, 2008 07:17 pm (UTC)
Эх! Жалко. Ну, значит, не судьба)
_riannon_
Feb. 19th, 2008 08:22 pm (UTC)
Ух ты, спасибо за байку, я не знала! :)
Можно ссылочку утащить?

Гофмана люблю с детства, мне дивные сны снились "по мотивам" :)
natabelu
Feb. 19th, 2008 08:30 pm (UTC)
Утаскивайте, конечно))
moorlein
Feb. 19th, 2008 09:26 pm (UTC)
Спасибо за такой интересный рассказ о Гофмане. А меня очень забавляет эпизод из его биографии, о том, что он, написав ночью какое-нибудь новое произведение, в своем мистическом стиле, разумеется, всякий раз будил жену и начинал ей его читать. Это мне напоминает случаи из моей жизни, как один знакомый литератор, сочинив новое стихотворение постоянно кому-нибудь из друзей звонит посреди ночи и его читает. Мне вот весело, а другим-то совсем даже не очень.
natabelu
Feb. 19th, 2008 09:51 pm (UTC)
Да - с литераторами несладко...))
moorlein
Feb. 19th, 2008 10:07 pm (UTC)
Но зато как интересно:)))
ninulka
Feb. 20th, 2008 08:00 am (UTC)
А я не знала вот про Фишера-Дискау.
natabelu
Feb. 20th, 2008 10:10 am (UTC)
Ну и тем лучше. Лишнее знание умножает скорбь))
lairel
Feb. 20th, 2008 06:18 pm (UTC)
"Чтоб наверняка не встретить на пути ни одного зеркала, он специально ходил хитрыми путями; например, однажды потащился аж через Альпы" - )))))))! А я-то всё думала-думала, почему через них... Теперь всё понятно...)
natabelu
Feb. 20th, 2008 06:19 pm (UTC)
:-))))
(Deleted comment)
lairel
Feb. 21st, 2008 02:47 am (UTC)
Угу, наверняка!)
(Deleted comment)
natabelu
Feb. 20th, 2008 09:58 pm (UTC)
Да! История ужасная.
Его следующие два брака были очень неудачные, кстати. Но в последнем (четвертом) вроде бы сложилось.
(Deleted comment)
natabelu
Feb. 20th, 2008 10:17 pm (UTC)
Да ведь он и не был особо женолюбив: с первой женой еще с юности были знакомы, ждала его с войны и все такое; потом, после ее смерти, очевидно было, что детям нужна мать, т.к. обращаться с ними Ф-Д толком и не умел. Но вторая жена оказалась какой-то светской львицей - воспоследовал развод; третью и вовсе пришлось лечить от алкоголизма - после чего опять-таки разводиться; эти два брака были не очень долгими и больше походили не на любовные истории, а на какую-то горячку после трагедии с первой женой. Зато последний брак - нормальный, уже много лет... Нет, четыре жены - это не так уж много, особенно для человека, которому уже под девяносто лет: просто очень длинная биография!))
(Deleted comment)
natabelu
Feb. 21st, 2008 10:19 am (UTC)
Да, всякого Шуберта он поет шикарно!)))
А о женах я не специально осведомлялась: просто прочла книгу его воспоминаний.
(Deleted comment)
natabelu
Feb. 21st, 2008 10:13 pm (UTC)
У меня в свое время чуть башню не снесло)))
(Deleted comment)
natabelu
Feb. 21st, 2008 10:40 pm (UTC)
Как Вагнера поет - не слышала, я грешным делом Вагнера того... не люблю... А с Шубертом - это, конечно, в самое сердце. Меня впечатляет даже как он поет "Мельничиху" будучи старым седым стариком... И как он Бетховенские песни поет, мне нравится; и всяких Мендельсонов, и Гуго Вольфа со Шварцкопф, и Малера об умерших детях, и Шумана...
Я даже не знаю, сколько у нас в доме дисков Ф-Д, но факт, что - просто неприличное количество. Я даже проделывала специальную работу над собой, чтобы переключаться на другие исполнения того же Шуберта - к другим интонациям и т.д; но Дискау все равно поет его лучше всех.
(Deleted comment)
natabelu
Feb. 22nd, 2008 01:15 pm (UTC)
Вот спасибо!))) прямо бальзам)))
( 22 comments — Leave a comment )