?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НАБОЛЕЛО

Почему-то русские люди стали пренебрегать склонением числительных. Просто сердце разрывается, так мне их жалко (я числительные имею в виду). "Меньше шестьсот рублей!" - говорят в какой-то рекламе; будто простое слово "шестисот" представляет огромное затруднение. Обидно, честное слово! 
А с тех пор, как человечество вступило в новое тысячелетие, оно потеряло последние ориентиры. "Мы поженились в двухтысячно первом году!" - "А в двухтысячно шестом развелись!" - "Но до двухтысячно седьмого жили вместе!"... Тьфу! "Вот и наступил двухтысячно восьмой..." Какая гадость, гадость! "Двухтысячный", но - "две тысячи восьмой"; куда уж проще, казалось бы?
Зато ОДНА ТЫСЯЧА ни к селу ни к городу расцвела буйным цветом. "В одна тысяча восемьсот двенадцатом году Наполеон..." - ну к чему эта ОДНА тысяча? Зачем уточнять? Ведь ДВЕ тысячи восемьсот двенадцатого года еще не было! Эти "одна тысяча восемьсот", "одна тысяча девятьсот" звучат повсеместно, особенно из телевизора, из уст всяких Виталиев Вульфов и Артемов Варгафтиков; и хотя в этом нет большого ущерба для русского языка, все равно напоминает мелкую диверсию. Во всяком случае, мне это решительно не нравится.
И еще одна странность: почему-то в последние годы мало кто способен произнести простое русское слово - "ею". "Я ею довольна!" - кажется уже чем-то неудобопроизносимым; большинство говорит - "ей". Но ведь "ей" - отвечает на "кому?"; а на вопрос "кем? (довольна)" следует отвечать именно "ею". Я как-то раз поправила одну девушку, и она мне отвечала, что я, видимо, использую русский язык девятнадцатого века...

Tags:

promo natabelu october 22, 2015 10:01 169
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…

Comments

( 133 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:44 pm (UTC)
Спасибо, товарищ!))
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alphyna - Feb. 27th, 2008 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 02:49 pm (UTC) - Expand
trout
Feb. 27th, 2008 11:51 am (UTC)
В бухгалтерских документах следует писать "Одна тысяча", причем слово "Одна" как можно ближе к началу строки. Чтобы никто вслед за вами не дописал "Пятьдесят одна".
Вообще же, я полностью разделяю Вашу боль за езыг.
Олбанский олбанским, "девушко" и "зайчег" моё зрение никак не коробят, но вот, когда вижу "ться" в глаголах в третьем лице - желание принимать во внимание точку зрения человека, пишущего ТАК, испаряется. А ведь такие ашыпки допускают и профессиональные, в т.ч. и известные, журналисты.
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:29 pm (UTC)
Да, насчет "ться" - это верно.
А олбанский, кстати, меня тоже почему-то не раздражает... Даже удивляюсь своей демократичности))
melicenta77
Feb. 27th, 2008 11:56 am (UTC)
Помнится, нам на первом курсе института задавали написать связный, снабжённый сюжетом рассказ, в котором бы использовалось 10 количественных числительных, 15 порядковых и 5 числительных-существительных типа "тысячи" (ну, то есть точные цифры я уже не воспроизведу, но примерно так).:)
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:12 pm (UTC)
Колоссально. Очень поддерживаю эти методы)))
soboleva_t
Feb. 27th, 2008 11:58 am (UTC)
"Некоторые хочут свою образованность показать и все время говорят о непонятном"(с) :))
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:02 pm (UTC)
:-))
На самом деле меня это по-настоящему гнетет. Я не умею считать (вообще! только если пальцы загибать, получается сложить два и два), но очень люблю склонять числительные; а никто моей любви не разделяет!!!)))
(no subject) - soboleva_t - Feb. 27th, 2008 12:13 pm (UTC) - Expand
semen_painter
Feb. 27th, 2008 11:59 am (UTC)
язык живой
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:04 pm (UTC)
но не до такой же степени
kaplly
Feb. 27th, 2008 12:02 pm (UTC)
Откуда это взялось? Думать, что люди такие тупые, что никак не поймут, если скажешь " в тысяча девятьсот...", что они могут подумать много больше тысяч?!
А как отвратительно звучит это "х" в двухтысячно"!
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:05 pm (UTC)
Ага! Бр-р-р-р просто)))
scottishkot
Feb. 27th, 2008 12:05 pm (UTC)
Тёмку не замайте, он хороший. Редко кто может говорить о классике так, чтобы это было понятно массам; может, отсюда и "одна тысяча" - как апелляция к массовому сознанию.
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:11 pm (UTC)
Темка хороший, слов нет. Только вот соврёт - недорого возьмет. Помню, про отношения Баха и Букстехуде (плюс - Букстехудовская дщерь) такого наворотил - я обалдела; и потом искала-искала, но никаких подтверждений тому полуэротическому полупсихологическому триллеру нигде не обнаружила.
(no subject) - scottishkot - Feb. 27th, 2008 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 12:16 pm (UTC) - Expand
1_charlemagne
Feb. 27th, 2008 12:05 pm (UTC)
Какая вы придирчивая!) А мне так всегда казалось, что Толстой, Достоевский и Булгаков писали, как Бог на душу положит. Только никому не приходит в голову их критиковать за это.
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:07 pm (UTC)
По-моему, их как раз критикуют все, кому не лень. Это даже становится хорошим тоном. Особенно Толстому достается.
(no subject) - scottishkot - Feb. 27th, 2008 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 12:24 pm (UTC) - Expand
nevada_smith
Feb. 27th, 2008 12:12 pm (UTC)
А ещё, а ещё... Словно разом разучились пользоваться "ни..., ни..." и втыкают везде и всюду "не"...
А ещё - просветите дурака - почему вдруг взялись склонять Косово и ему подобные слова?
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:15 pm (UTC)
А что, Косово стали склонять??? Это сюрприз для меня... Так, поди, и Бирюлево скоро склонять начнут...
(no subject) - mar_in_cha - Feb. 27th, 2008 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 02:25 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nevada_smith - Feb. 27th, 2008 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nevada_smith - Feb. 27th, 2008 02:38 pm (UTC) - Expand
1_charlemagne
Feb. 27th, 2008 12:16 pm (UTC)
Ну, неправда, Ната! Толстых никто не критикует. Толстые у нас всё ещё в авторитете
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:21 pm (UTC)
Да ладно! Это любимое развлечение каждого второго графомана: найти у Толстого какую-нибудь нелепицу и носится с ней, как с писаной торбой - вот, вот, классик ёпт! - и тыкать всем в морду этой фигней, как селедкой тыкали в морду Ваньке Жукову.

Насчет "Толстые в авторитете" - мне до Толстых, кроме Льва Николаича, вообще дела нет.
(no subject) - 1_charlemagne - Feb. 27th, 2008 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1_charlemagne - Feb. 27th, 2008 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1_charlemagne - Feb. 27th, 2008 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1_charlemagne - Feb. 27th, 2008 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1_charlemagne - Feb. 27th, 2008 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1_charlemagne - Feb. 27th, 2008 04:25 pm (UTC) - Expand
polidarte
Feb. 27th, 2008 12:17 pm (UTC)
форма "ею", похоже, уже отживает.
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:23 pm (UTC)
Да это не форма отживает. Это коллективный мозг отживает. Форма нормальная. Могла бы жить и жить)))
(no subject) - polidarte - Feb. 27th, 2008 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polidarte - Feb. 27th, 2008 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polidarte - Feb. 27th, 2008 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polidarte - Feb. 27th, 2008 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gollie - Feb. 27th, 2008 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 28th, 2008 08:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - gollie - Feb. 28th, 2008 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 28th, 2008 11:45 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:34 pm (UTC)
Фууууу.... ))
444anna
Feb. 27th, 2008 12:28 pm (UTC)
Вся эта гниль и хмарь ползет из телевизора. кто книги читает, тот правильно говорит.
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:33 pm (UTC)
Пожалуй))
ninulka
Feb. 27th, 2008 12:28 pm (UTC)
У нас в семье даже шуточное выражение есть - когда что-то произошло очень давно, говорим: "Это еще было в одна тысяча". )
natabelu
Feb. 27th, 2008 12:32 pm (UTC)
Классно!
Жаль, что какой-нибудь Артем Варгафтик из телевизора не член вашей семьи - вот бы вы его потерроризоровали!))
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ninulka - Feb. 27th, 2008 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 01:47 pm (UTC) - Expand
anastgal
Feb. 27th, 2008 01:31 pm (UTC)
+1!
natabelu
Feb. 27th, 2008 02:22 pm (UTC)
:-)
jennie_hunter
Feb. 27th, 2008 01:49 pm (UTC)
У нас в стране тоже так говорят, причем люди, имеющие высшее образование. Очень режет слух. Делать замечания я уже не в силах - против лома нет приема, увы...
natabelu
Feb. 27th, 2008 02:19 pm (UTC)
Надо, надо придумать какой-то метод...)
wrangel
Feb. 27th, 2008 02:02 pm (UTC)
Вот-вот, а особенно за 'ею' обидно, чем не угодило? ..
natabelu
Feb. 27th, 2008 02:18 pm (UTC)
Действительно!)
moorlein
Feb. 27th, 2008 02:22 pm (UTC)
Лучше действительно использовать язык 19 века, оно и красиво, и правильно!
А что касается числительных. Тут я и сама злюсь, осбено на свою дирекрису, которая сколько ее не исправляей упорно и самоуверенно говорит в "двухтысячпервом", "двухтысячивосьмом" и т.п. У меня прямо зла не хватает!
natabelu
Feb. 27th, 2008 02:27 pm (UTC)
Черт, я бы не выдержала - если бы так постоянно кто-то капал на мозг...
(no subject) - moorlein - Feb. 27th, 2008 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 02:36 pm (UTC) - Expand
esya
Feb. 27th, 2008 02:25 pm (UTC)
Как говорила мама-филолог, язык это гибкая развивающаяся система, и правила должны следовать за удобством и повседневной нормой, а не наоборот
natabelu
Feb. 27th, 2008 02:34 pm (UTC)
Это, конечно, верно - гибкая и развивающаяся система. Однако если следовать исключительно за удобством, можно дойти до мычания. Всякое изменение языка должно проходить через некоторое сопротивление тех, кто держится норм - и если оно, новшество то бишь, это сопротивление преодолевает, стало быть, изменение действительно было неизбежно. Полное попустительтво приведет к тотальному отупению языка - да и его носителей. Русский язык "велик и могуч" и потому тоже, что он не так прост как многим хотелось бы.
(no subject) - nevada_smith - Feb. 27th, 2008 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - esya - Feb. 27th, 2008 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nevada_smith - Feb. 27th, 2008 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nevada_smith - Feb. 27th, 2008 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 03:56 pm (UTC) - Expand
pani_sianna
Feb. 27th, 2008 03:23 pm (UTC)
Я с Вами совершенно согласна.
Кстати, я думаю, что люди, которые много читают обычно говорят правильно. А те, кто читает с раннего детства (лет с 2-3х), усваивают литературный язык в качестве разговорного и совершают меньше ошибок.
natabelu
Feb. 27th, 2008 03:25 pm (UTC)
Да, определенно.
Вообще есть еще люди, которые говорят именно литературным русским языком. Эх! Такая бывает радость поговорить с подобным субъектом!)))
key_linn
Feb. 27th, 2008 04:06 pm (UTC)
орф.словарь 91го года дает "ей" и "ею" как равноправные формы тв.п.
natabelu
Feb. 27th, 2008 04:12 pm (UTC)
Это БЕЗОБРАЗИЕ!!! С девяностых годов определенно начался бардак))
(no subject) - key_linn - Feb. 27th, 2008 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Feb. 27th, 2008 05:24 pm (UTC) - Expand
ex_simoroni
Feb. 27th, 2008 04:23 pm (UTC)
Замечательно-правильный и своевременный пост!
2shpakovskiy
Feb. 27th, 2008 08:29 pm (UTC)
В банках,в основном бухгалтерами, года называются просто и незамысловато: "Это за две-четверый год, это было в две-пятом, а вот, когда наступит две-девятый". Я очень долго привыкала:)
Я согласна с вами - нельзя коверкать язык.
dorinem
Feb. 27th, 2008 08:56 pm (UTC)
Нэнавыджу!!! (сказала я на чистом русском языке)
natabelu
Feb. 28th, 2008 08:32 am (UTC)
:-))
unclepaddy
Feb. 27th, 2008 10:18 pm (UTC)
Ай, я вас понимаю!

Но хочется, все-таки, и свои пять копеек вставить, потому что ведь это что, ну, то место, где мы с вами обсчаемся? Это ведь, фактически, большая щель, принимающая монеты разного достоинства. А потом ты берешь - и копаешься в куче пятаков, десяток и т.д., подыскивая достоинство по себе. Сами понимаете, серебра всегда меньше, чем медяков. Но, думаю, понимаете и то, что прикидываться дураком, всегда выгоднее, чем прикидываться умным, особенно, если первое идет естественно и радостно, а второе - как-то напряженно и безблагодатно (привет Экклезиасту).

Короче, мои пять копеек - они такие себе, какими и должны быть: много, округлые, можно ехать в несуществующем метро или прикладывать ко лбу.

И вот что они гласят:

Язык-то - вещь разумная. Да и вообще не вещь. С эзотерической точки зрения, она, точнее - он, контролируется определенными энергетическими структурами, и его развитие далеко не хаотично. Бродский, кстати, прекрасно это чувствовал (см. любимую вами и мною нобелевскую речь), выйдя на высочайший уровень общения с (ну, Д. Андреев сказал бы "даймоном", однако современнее и ближе будет термин "эгрегор", сиречь - некая энергетическая сущность, влияющая на нас из тонкого мира, сущность, которую совсем не хочется антропоморфизировать) эгрегором русского языка, или точнее, той частью русского этнического эгергора, которая за язык отвечает.

Да, сейчас все демократичнее. И кофе, насколько мне известно, недавно получил право обладать как мужским, так и средним родом, и вот эти, вами упомянутые, числительные, да и вообще нормы повседневной речи, как вы справедливо отметили, неслабо припустили навстречу эгалитарности, кому-то кажущейся пугающей. Ну и что?

То есть, да: кого-то это будет коробить - и пусть коробит! Кто-то должен "охранять устои", с большей или меньшей активностью, - не вопрос. Однако, во-первых, язык все равно меняться будет. А во-вторых - все все равно под контролем - до тех пор, строго говоря, пока более-менее хорошо себя чувствует народ русский. Но здесь-то, как раз, собака и порылась, потому что Бог его знает, как почувствует себя этот народ лет этак через сто.

Иными словами, пока жив народ - будет жив и язык его, пусть и неузнаваемый предками, как неузнаваемым показался бы, допустим, царевне Софье современный русский. Однако, когда народ деградирует... о, тут стоило бы скорбеть уже совершенно о другом. Снявши, знаете ли, голову - глупо вспоминать за неаккуратность палаческого среза когда-то белой шеи.

Внимание, вопрос: что с народом-то, йопт?
natabelu
Feb. 28th, 2008 11:54 am (UTC)
Язык меняться будет, конечно. Но по моему убеждению, беспечно попустительствовать любому его расшатыванию - это нехорошо; только пройдя через некое горнило сопротивления "охраняющих устои" - и преодолев его - изменение может утвердиться в своем праве на существование. Поэтому я - сопротивляюсь!)
В общем, пытаюсь выступить в роли санитара леса.

На вопрос "что с народом-то, йопт?" - ответить затрудняюсь. Но могу предположить, что с народом именно "йопт".
(no subject) - unclepaddy - Feb. 28th, 2008 03:42 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 133 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Ideacodes