?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"ПЕЧАТЬ"

Все уж забыли давно, конечно. А я помню и маюсь.
Обещала пересказать фильм "Печать" и не могу, до того он мне неприятен. Но приступаю - в надежде, что кому-нибудь это произведение доставит такие же неприятные минуты, какие доставило мне. Тут-то и полегчает сразу.
Дел там, казалось бы, на копейку: в некий город приезжают музыканты на соответствующий (музыкальный то бишь) фестиваль. Один из музыкантов - персонаж Колина Фёрта. Не помню, как зовут персонажа. Он альтист; с приехавшим на тот же фестиваль оркестром он исполняет - после нескольких репетиций - произведение современнного композитора, довольно странное; даёт мастер-классы, пьёт с дирижёром в баре гостиницы и вынужденно тусуется на приёмах - у мэра города, у кого-то из министерства культуры, у местной примадонны. В Фёрта влюбляются две подруги, скрипачки местного орекстра. Зрителю сначала кажется, что главный вопрос фильма - кто из подруг победит.
Теперь о том, как это всё сервировано. Главное - парадоксальный, кощунственный подход к музыке. Фильм перенаселён музыкантами, они постоянно что-то репетируют, оттачивают какие-то пассажи, носятся со своими инструментами, наконец - просто выступают; прекрасная почва для того, чтобы музыкой, как это обыкновенно делается, приподнять происходящее на экране, придать значительности. Но в "Печати" музыка этого не делает: монтаж нарочито рваный, и музыкальные фразы рвутся вместе с кадрами - а закадровой музыки нет вообще, сплошной синхрон; по картинке - тоже сурово, никаких вдохновенных лиц: нам показывают тяжёлую работу или унылые моменты усталости; пот, выступающий на лбу солирующего; смертную скуку в глазах литавриста, пока он сидит без дела; зоркий, как у охотника, глаз дирижёра, цепкий взгляд первой скрипки, пальцы пианиста, напрягшиеся за секунду до удара по клавишам, и так далее. Это звучит и выглядит антимузыкально, хотя за этим всем будто нарастающее нервное напряжение; хаос понял, что сейчас что-то будет - например, сотворение мира - и занервничал.
Фёрт вполне роботоподобно, но виртуозно делает свою работу, и с людьми общается короткими ясными фразами, по большому счёту никак не проявляя свою личность. Но выглядит он при этом круто. Не в смысле как Антонио Бандерас или там кто. А как ящик Пандоры. Очевидно, что он что-то знает, он что-то скрывает, и это тревожит людей. Это самое беспокойное - когда чувствуешь, что перед тобой явление какой-то непонятной природы; Фёрт беспокоил именно так. И женщины - две главные героини, Блондинка и Брюнетка - вместо того, чтобы изучить явление, подумать, что это могло бы такое быть, посоветоваться со старшими товарищами, почитать литературу, поставить пару опытов и пр., - вместо всего этого они, разумеется, среагировали самым глупым и самым распространённым образом: они захотели к нему приобщиться, стать частью явления, проникнуть в него, быть им поглощёнными - и таким образом унять своё беспокойство; говоря короче, они сразу сдались, они влюбились. Да, для них это было безвыходно, потому что они слабые существа.
В просветах между музыкальными упражнениями и светской вознёй Фёрт, как я сказала выше, пьёт в баре гостиницы; пьёт он не один, а с дирижёром, да и не так уж он много пьёт. Ещё когда Фёрт приехал в город, этот дирижёр его встречал на вокзале. Дирижёра играет Ральф Файнс. Они друг другу вовсе не обрадовались, но тут же сели в бар и завели довольно дикий, казуистический разговор - по всей видимости, они этим занимаются при каждой встрече, раз за разом заводят одну и ту же пластинку. Дирижёр утверждает, что музыкальное произведение, будь оно трижды гениально, не существует, пока она не исполнено, не услышано, не оценено. Пока оно не вписано в контекст истории музыки и пока оно ни на кого и ни на что не повлияло - его нет; это просто бумага с нотными знаками. Оно не существует, пока оно не осуществлено (так он говорил, цитирую дословно). Фёрт отвечает: разве кантаты Баха не существовали, пока с ними не ознакомилась музыкальная общественность? Дирижёр говорит: разумеется, всё те годы, пока они не звучали, то есть пока действующие композиторы не учитывали эту музыку - её не было. На её месте была пустота, провал. Фёрт на это отвечает, что музыка существует независимо от публики, шмублики, контекста, музыкальной истории и так далее. Так существует возможность - независимо от того, пользуешься ли ты ею; так существует мысль - независимо от того, произнёс ли ты её про себя или распространил среди населения; она есть, и её слышит Бог, и точно так же Бог слышит музыку. Дирижёр говорит: ты же не веришь в Бога. А Фёрт: это моя проблема, это не проблема Бога. Дирижёр говорит: приплетать Бога - запрещенный приём, Бог вне логики  этого разговора. А Фёрт: может, тогда и о человечестве не будем? А дирижёр: музыка - это человеческое и для человечества: ни бог, ни природа, ни космос не слышат её и не производят. В общем, хотя разговоры эти были явно бесплодны, они неоднократно всё это перетирали, и было даже впечатление - как в детективе, когда "что-то не так" - что за этими разговорами скрывается что-то другое, может быть более неразрешимое, поэтому они так бьются, с таким идиотским упорством.
Параллельным - или перпендикулярным - образом развивается история с девицами. Блондинка и Брюнетка ведут свой спор; женский спор смешно монтируется с мужским. Будучи подругами, они безо всяких обиняков и экивоков сказали друг другу, что влюблены в одного парня. Спорят они не о том, "кто достоин". А о методах. Обе болтаются у него перед глазами - но контакт осуществляют по-разному: поведение Блондинки говорит ему "ты прекрасен", поведение Брюнетки - "посмотри, как хороша я". Брюнетка жалеет Блондинку: ты, мол, как нищая, которая стоит с протянутой рукой. Ты униженно просишь, чтобы тебя удостоили. А я предлагаю сокровище, то есть - себя. Надо, говорит, быть гордой. Надо знать себе цену. Блондинка на это: я - ничего не стою, пока меня не любят. 
Брюнетка очень красивая, на итальянский манер, а Блондинка похожа на молодую Лив Ульман. Правду сказать, Брюнетка молодец: при Фёрте она искрится обаянием, она остроумна, интеллектуальна, она прелестно кокетничает, не допускает никакой пошлости - и при этом манит; Фёрт, на это дело глядя, только грустно улыбается, - мол, и рад бы, да не могу. В конце концов ситуация показалась Брюнетке обидной и Брюнетка сказала: ну всё, я выхожу из игры.
Блондинка же загибается от любви, переходящей в одержимость, и бродит за Фёртом как овца на веревочке. Например, Фёрт проводит мастер-класс, и Блондинка туда притаскивается, что, конечно, довольно нелепо, потому что она должна была быть на мастер-классе для скрипачей (приехал какой-то старый великий скрипач, который вот-вот должен отправиться на тот свет, поэтому люди пользуются возможностью на него хоть глянуть, пока жив).
Однажды нервы у Блондинки сдали, она пришла в гостиницу и стала долбиться в номер Фёрта. Тот открыл, такой красивый, в толстом махровом халате. Блондинка с порога давай рыдать и говорить "помоги мне, помоги мне". Сделай, говорит, что-нибудь, я так больше не могу, я тебя люблю, спаси меня. Плачет, как маленький ребенок. Видимо, Фёрт тоже подумал, что она маленький ребёнок, потому что исполнился сочувствия, сгрёб её в охапку и давай качать, мыча что-то колыбельное и приговаривая "ну-ну-ну, всё-всё-всё". Блондинка пережила несколько судорог и постепенно затихла. Фёрт говорит: успокоилась? иди домой. Блондинка говорит: пожалуйста, не прогоняй, я хочу побыть здесь, жалко тебе что ли. И вот они сидят в кресле, Фёрт эту дурочку на автопилоте покачивает, она вытирает сопли. Сгущается тьма. Наступает ночь. Ночью всё уже не так, с моралью ночью туго, поэтому они ложатся спать как ни в чём не бывало, но секса нам не показывают, поэтому я точно не знаю, был он или нет.
Поутру Фёрт просыпается и вперяет взор в молодое девичье лицо, много думает, потом целует её в лоб, одевается и валит из номера; в дверях он сталкивается с дирижёром, который успевает заметить, что в номере дрыхнет женщина. Дирижёр вдруг делается крайне взволнован и прижимает Фёрта к стене в гостиничном коридоре, и шипит ему в лицо, как змея: "Не существует, пока не осуществлено". Фёрт говорит: "Это не тот случай, осуществляться нечему". Но дирижёр не отстаёт: "Допустим, где-то лежат эти ноты. Сто лет лежат, двести. Допустим, Бог знает, как это могло бы звучать. Но вообрази, что Баха слышал только Бог. Исключи Баха из своей собственной музыкальной памяти и представь, что потеряла музыка. Пойми, что теряешь лично ты". Я стала даже думать с перепугу, что Фёрт хранит у себя какие-то неизвестные старинные произведения и не хочет их обнародовать, и именно поэтому они постоянно говорят на эту тему: дирижёр просто пытается его убедить в том, что необходимо поделиться. Но нет, ёлки! Это всё долбаная метафора. Они всё время говорят про Фёрта, потому что это он, именно он - не осуществляется: ему достаточно сознавать свою способность, скажем, к любви (то есть нотки у него есть), но он не реализует её в отношениях, в связях, в семье (не исполняет, не загрязняет интерпретациями, не вписывает в контекст прочих связей с человеками). Именно поэтому музыка в фильме была показана уродливо и экстремально: это результат того, что её осуществили, теперь в ней пот, кровь, усталость. И живая жизнь нехороша так же. Жизнь заключается именно в этом - в ошибках, в дискредитации того, что обещало вечное блаженство, в ужасных переменах, в преодолении всего этого - и новом риске. Фёрт отказывается рисковать.
Дирижёр понял, что Фёрт удирает от женщины, уходит в отказ, но ему не удаётся затолкать Фёрта обратно в номер. Отвязавшись от дирижёра, Фёрт выходит из гостиницы. Погода мокрая, летает редкий снежок и тает на лету. Фёрт в длинном черно пальто стоит на маленькой площади перед станцией метро и ловит снег на губу. Вокруг снуют люди. Рядом - маленькие торговые павильончики, и в одном из них продают сувениры и ещё такие штуки - платишь копейку, и тебе на руку (или куда скажешь) ставят печать с изображением чего угодно (там большой выбор, звери, птицы, гербы, странные символы) - это что-то вроде временной татуировки. Продавец, чтобы не давать сдачу, спрашивает: а хотите печать? Некоторые себе ставят.
Потом случается момент фантасмагории: среди снующих обывателей вдруг появляются люди в странных костюмах, как будто персонажи "Сна в летнюю ночь", ведут они себя как все, курят, болтают друг с другом, мёрзнут (на них нет верхней одежды). Единственное объяснение, которое мне пришло в голову - рядом драматический театр, там объявили пожарную или ещё какую-нибудь тревогу и всех срочно эвакуировали, в том числе артистов, которые вышли из театра в чём были.
Фёрт достаёт из кармана мобильник, звонит кому-то и просит заказать ему билет на сегодняшний вечер, он должен уехать обязательно сегодня.
И тут его настигается растрепанная Блондинка с отчаянием на лице. И говорит - ты не хочешь быть со мной? Фёрт отвечает: хочу, но не буду. Блондинка собирается заплакать, но берёт себя в руки. Идёт в метро. И дальше - ужас, как вспомню так вздрогну - зайдя в вестибюль, она ломается. Садится на грязный пол и начинает выть, как собака, страшно. Фёрт слышит этот жуткий звук сквозь шум города, идёт за ней, поднимает с пола, выводит на улицу, говорит: я передумал. Как я и говорила, это фильм о взаимной любви! Ура, они любят друг друга! Блондинка совершенно счастлива.
Но это не конец.
Приняв решение, Фёрт основательно меняется в лице. Он платит продавцу печатей, берёт печать, расстёгивает своё черное пальто, расстёгивает пиджак, расстёгивает рубашку и ставить печать себе на грудь. Совершает, то есть, некий символический акт. (Мама дорогая, какой дикий поступок, как он не вписывается в поведение этого человека.) Да, забыла сказать, что изображает печать: это какая-то большая птица. Я не поняла символа. Идёт снег, Фёрт стоит с печатью на груди и не запахивается. Для него началась другая жизнь. Он решился на какой-то очень большой риск. Такое впечатление, что с этой минуты он будет ходить по ножам. Блондинке вдруг делается не по себе, она гладит Фёрта по щеке и этак пытливо и робко спрашивает: "Кто ты?"
И он отворачивается и говорит в сторону: "Двадцать лет назад я убил женщину".
Блондинка застывает - как жена Лота. Снежок идёт. Мимо шастают люди в театральных костюмах. Затемнение и титры.
И тут, на титрах, начинается наконец-то музыка, и она добивает меня: звучит "Ich habe genug", - представляете, после всего вышеизложенного - вот это:

P.S. На случай если кто-то не в теме: такого фильма не существует, это всё мне приснилось. И я ничего не выдумываю.
promo natabelu октябрь 22, 2015 10:01 171
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…

Comments

( 183 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
seaseas
Oct. 9th, 2011 06:12 pm (UTC)
Наташа, так может стоит записать сценарий?
natabelu
Oct. 9th, 2011 06:19 pm (UTC)
не, не стоит))
(no subject) - seaseas - Oct. 9th, 2011 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 06:21 pm (UTC) - Expand
pollijin
Oct. 9th, 2011 06:18 pm (UTC)
нет, Шмяка на фоне вышеизложенного я совсем не представляю)
natabelu
Oct. 9th, 2011 06:20 pm (UTC)
а он не на фоне!
он опосля))
(no subject) - pollijin - Oct. 9th, 2011 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - Oct. 9th, 2011 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - Oct. 9th, 2011 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 06:32 pm (UTC) - Expand
ir_ma_ro
Oct. 9th, 2011 06:23 pm (UTC)
Ничего себе "приснилось"! Вроде не смотрела, а оглушена впечатлением.
natabelu
Oct. 9th, 2011 06:28 pm (UTC)
в натуре приснилось, мне в ту ночь принилось два фильма и один рассказ.
у меня дико болела голова, и мозг похоже был взорван.
когда я плохо себя чувствую, мне вот такие вещи снятся, а когда хорошо - снится что-то простое, бесхитростное, симпатичное, никак не напрягающее.
(no subject) - slumberfox - Oct. 9th, 2011 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slumberfox - Oct. 9th, 2011 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slumberfox - Oct. 9th, 2011 11:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 11:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slumberfox - Oct. 10th, 2011 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 10th, 2011 12:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - slumberfox - Oct. 10th, 2011 12:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 10th, 2011 11:35 am (UTC) - Expand
ryzhaya_rysya
Oct. 9th, 2011 06:26 pm (UTC)
Как адьёт, пошла искать на "кинопоиск", кто играл Блондинку и Брюнетку )))

И впрямь дурацкий фильм, непременно нужно такой снять.
natabelu
Oct. 9th, 2011 06:29 pm (UTC)
я думаю не надо, после него нехорошо)) и во время нехорошо.
(no subject) - smartypantss - Oct. 10th, 2011 03:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 10th, 2011 11:35 am (UTC) - Expand
porzelann
Oct. 9th, 2011 06:36 pm (UTC)
Здорово!Очень кинематографично.
Но я бы Файнса и Фёрта поменяла местами. Ролями, то есть.
natabelu
Oct. 9th, 2011 06:41 pm (UTC)
Я себе не представляю такого. Потому что я их видела в этих ролях. А тандем был хороший. Такая холодная дружба, странная. Причём Файнс сначала кажется решительно отрицательным персонажем.

А вообще я там не всё поняла))
(no subject) - porzelann - Oct. 9th, 2011 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - porzelann - Oct. 9th, 2011 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 10th, 2011 09:40 pm (UTC) - Expand
roxichka
Oct. 9th, 2011 06:50 pm (UTC)
люблю такое беспросветное кино :)
natabelu
Oct. 9th, 2011 07:46 pm (UTC)
это слишком трагично))
satori_x
Oct. 9th, 2011 06:53 pm (UTC)
Наташа, это так здорово! И финал потрясающий. Все шансы получить катарсис, в общем.
natabelu
Oct. 9th, 2011 07:47 pm (UTC)
ага, я получила))
satori_x
Oct. 9th, 2011 07:00 pm (UTC)
Кубрик! Это должен был снимать Кубрик. Но он умер :(. Кому бы еще доверить, я не соображу.
sadjo78
Oct. 9th, 2011 07:41 pm (UTC)
Кислевскому? :)
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satori_x - Oct. 9th, 2011 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satori_x - Oct. 9th, 2011 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satori_x - Oct. 9th, 2011 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satori_x - Oct. 9th, 2011 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satori_x - Oct. 9th, 2011 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satori_x - Oct. 9th, 2011 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satori_x - Oct. 9th, 2011 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - satori_x - Oct. 9th, 2011 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 09:51 pm (UTC) - Expand
eva77731
Oct. 9th, 2011 07:00 pm (UTC)
гмм... захотелось посмотреть! :)
natabelu
Oct. 9th, 2011 07:49 pm (UTC)
не советую)) тем более уже понятно чем кончилось)
elka_sh
Oct. 9th, 2011 07:12 pm (UTC)
О Господи.
А часто Вам бывает так плохо?
natabelu
Oct. 9th, 2011 07:49 pm (UTC)
так плохо - нечасто, слава богу)
(no subject) - elka_sh - Oct. 9th, 2011 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elka_sh - Oct. 9th, 2011 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 09:13 pm (UTC) - Expand
lara_stars
Oct. 9th, 2011 07:34 pm (UTC)
вы должны писать - пока это не написано, оно не существует...
natabelu
Oct. 9th, 2011 07:51 pm (UTC)
ну я про это написала вот щас. яндекс всё сохранит))
а вообще пусть не существует, мне не жалко.
(no subject) - lara_stars - Oct. 9th, 2011 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 08:51 pm (UTC) - Expand
perechnica
Oct. 9th, 2011 07:42 pm (UTC)
Фигассе вам сны сняццо... Аж страшно!... Надо Тарантине запродать)))
natabelu
Oct. 9th, 2011 07:52 pm (UTC)
не, это слишком интеллектуально почасти разговоров и тут совсем нет стёба)
(no subject) - perechnica - Oct. 9th, 2011 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 08:33 pm (UTC) - Expand
ihelen
Oct. 9th, 2011 08:10 pm (UTC)
Смотреть бы не стала, терпенья бы не хватило на чужие отношения, а вот читать такое - с удовольствием. :)
natabelu
Oct. 9th, 2011 08:13 pm (UTC)
там было не про отношения! там было про страх отношений.
(no subject) - ihelen - Oct. 9th, 2011 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 08:21 pm (UTC) - Expand
artx
Oct. 9th, 2011 08:42 pm (UTC)
М-да.. Этo для специфической аудитории. Массовый зритель не оценит концовку.
natabelu
Oct. 9th, 2011 08:47 pm (UTC)
а мне так страшно было!
(no subject) - artx - Oct. 9th, 2011 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 9th, 2011 09:13 pm (UTC) - Expand
tourelle
Oct. 9th, 2011 08:44 pm (UTC)
Впечатлило!
natabelu
Oct. 9th, 2011 08:48 pm (UTC)
и меня!
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 183 comments — Leave a comment )