?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

5 июля 1937 г.
С. секретно
тов. СТАЛИНУ
тов. ЕЖОВУ
Я был сегодня на похоронах И. Косиора на Новодевичьем кладбище. Там стена, в которую замуровывают урны. Стена, видимо, заботливо содержится. В ней замуровываются урны с прахом писателя-орденоносца Островского, Ленгника, Кубаря (чл. КПК), еще ряда старых партийцев, и среди этих имен бросаются в глаза имена Ронина и Фушмана, которые, как теперь мы знаем, были врагами народа.
Мне кажется, это совершенно нетерпимо. Какая может быть трудность в том, чтобы снять доску и изъять находящуюся за нею урну, чтобы имя врага народа не пакостило мемориальную стену? Это же ведь - не выкапывать труп!
В.Богушевский
Урны "врагов народа" С.Л. Ронина и А.М. Фушмана в настоящее время на Новодевичьем отсутствуют. Автор письма, В.С. Богушевский, будет арестован как контрреволюционер 25 июля 1938 года, 31 марта 1939 года его приговорят к расстрелу, и в этот же день приговор будет приведен в исполнение.
Прах Богушевского захоронен в общей могиле на Донском кладбище.
promo natabelu october 22, 2015 10:01 169
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
melnikau_maxim
Jun. 5th, 2013 10:12 am (UTC)
меня в этой истории и других, ей подобных, больше всего интересует фигура Ежова. а ещё больше - газеты, которые о нём сначала писали как о "сталинском наркоме", а потом вдруг - как о враге. найти бы последнюю восторженную реплику о нём и первую ругательную... сколько между там прошло дней?
natabelu
Jun. 5th, 2013 10:16 am (UTC)
а что такого феноменального в этих газетах? советские газеты о ком угодно писали и так и этак, в зависимости от требований конкретного момента.
melnikau_maxim
Jun. 5th, 2013 10:21 am (UTC)
да, ничего феноменального. просто интересно за сколько дней он превратился из одного в другое... хотя был там у него и переходный пост: министр речного транспорта. так что, наверное, дали редакции время на "переосмысление".

Edited at 2013-06-05 10:21 am (UTC)
natabelu
Jun. 5th, 2013 10:24 am (UTC)
Да какое там переосмысление, о чем вы, что за наив? Если бы приспичило срочно мочить - любой из утреннего верного ленинца к вечеру превратился бы в бешеную собаку. Безо всяких редакционных переосмыслений.
melnikau_maxim
Jun. 5th, 2013 10:35 am (UTC)
Вы правы, но "переосмысление" я взял в кавычки. )

Есть прекрасный фильм Хейфица и Зархи "Моя Родина". Так его сначала начали хвалить на все голоса, а потом, после того, как он не понравился Сталину, те же самые люди и газеты принялись гнобить. И себя заодно. Мол, как это они недосмотрели, недопоняли, потеряли бдительность... Вот в таких газетных метаморфозах - весь страх того времени.
natabelu
Jun. 5th, 2013 10:51 am (UTC)
В "Моей родине" была слишком симпатичная проститутка))
Фильм, однако, не смыли и авторов до кладбища не довели. Газетное гнобление - это были будни творческой интеллигенции. То Сталинская премия, то мордой в дерьмо, потом опять Сталинская премия, потом опять мордой в дерьмо, потом инфаркт и персональная пенсия или Новодевичье кладбище. Самой жестокой была травля т.н. "композиторов-формалистов", с привлечением возмущенных народных масс. По сравнению с этим киношники отделывались легким испугом.
melnikau_maxim
Jun. 5th, 2013 11:02 am (UTC)
Потому что режиссёра можно заставить снять нужное и правильное кино, а хорошая музыка всегда политически неблагонадёжна. Поди ты пойми, что там скрыто под нотой "ля"...
natabelu
Jun. 5th, 2013 11:31 am (UTC)
ну почему, каких-нибудь "кантат о Ленине" - вагон и маленькая тележка) многие из них, впрочем, тоже подвергались критике)
melnikau_maxim
Jun. 5th, 2013 02:14 pm (UTC)
И о деле. А то отвлеклись.

23 декабря 1925 года в выступлении на XIV съезде ВКП(б) тов. И.В.Сталин, громя оппозицию вообще и Зиновьева в частности, сказал следующее:

Говорят, что не надо обращать специального внимания на борьбу против второго уклона. Это неверно. Если есть у нас два уклона – уклон Богушевского и уклон Зиновьева, – то вы должны понять, что Богушевский ни в какое сравнение с Зиновьевым не идет. Богушевский человек конченный. (Смех.) У Богушевского нет своего печатного органа. А уклон в сторону нейтрализации середняка, уклон против прочного союза с середняком, уклон зиновьевский имеет свой орган и до сих пор еще продолжает бороться с ЦК. Этот орган называется “Ленинградской Правдой”. Ибо что такое состряпанный недавно в Ленинграде термин “середняцкий большевизм”, о котором с пеной у рта говорит “Ленинградская Правда”, как не показатель того, что эта газета отошла от ленинизма в крестьянском вопросе?

"Богушевский - человек конченный"!! В конце 1925-го года!

А В.С. Богушевский всего-то в своей статье "О деревенском кулаке или о роли традиций в терминологии" написал: "Говорить о кулаках, как об общественном слое сейчас можно только в том случае, если считать, что всякий сельскохозяйственный предприниматель есть кулак или же если вообще по инерции от эпохи военного коммунизма всякого исправного крестьянина считать кулаком".
Сталин в ответ сказал, что в статье появился "уклон в сторону недооценки кулацкой опасности".

Edited at 2013-06-05 02:15 pm (UTC)
natabelu
Jun. 5th, 2013 02:19 pm (UTC)
Сталин любил добрую шутку.
pyaif
Jun. 5th, 2013 10:17 am (UTC)
Он реабилитирован 26.05.1956
И кто был прав? :)
natabelu
Jun. 5th, 2013 10:20 am (UTC)
ну конечно был реабилитирован, не был же он в самом деле контрой.

в каком смысле "кто был прав"?
sandro_iz_che
Jun. 5th, 2013 10:21 am (UTC)
интересно, порадовало ли его перед расстрелом, что партия учла его критические замечания...
natabelu
Jun. 5th, 2013 10:30 am (UTC)
Надеюсь)

Партия, между прочим, и лично Сталин и до этого шли ему навстречу. В 36 году Богушевский обращался к Сталину с просьбой снять с него строгий выговор за какую-то неправильную статейку. И его простили.
sandro_iz_che
Jun. 5th, 2013 10:33 am (UTC)
всяко потом её же и припомнили в строку
natabelu
Jun. 5th, 2013 10:54 am (UTC)
Фиг знает, припомнили или нет: Богушевский тогда попал под массовую раздачу.
purga_tao
Jun. 5th, 2013 10:50 am (UTC)
За что боролся, на то и напоролся! (Народная мудрость)
natabelu
Jun. 5th, 2013 10:54 am (UTC)
Да, каждому по вере его)
248pd
Jun. 5th, 2013 11:28 am (UTC)
Это и немцы утверждали: "Jedem das Seine"
odziy
Jun. 5th, 2013 11:25 am (UTC)
(протирает очки) каменты открыты!
)))
natabelu
Jun. 5th, 2013 11:29 am (UTC)
да, так бывает) и часто!)
kalachka
Jun. 5th, 2013 11:47 am (UTC)
Мороз по коже от таких сюжетов. Интересно, их прах хотя бы вернули родным или просто на помойку выкинули?
natabelu
Jun. 5th, 2013 12:17 pm (UTC)
Не знаю, об этом нет сведений(
elsteris
Jun. 5th, 2013 12:07 pm (UTC)
да, стремление быть ортодоксальнее ортодоксов никого еще до добра не доводило...
natabelu
Jun. 5th, 2013 12:18 pm (UTC)
Да.
elka_sh
Jun. 5th, 2013 02:21 pm (UTC)
Часто думаю - ведали ли, что творили...
natabelu
Jun. 5th, 2013 02:24 pm (UTC)
Наверное - кто-то ведал.
elka_sh
Jun. 5th, 2013 02:27 pm (UTC)
Да. Меня просто удивляет - как ухитрялись н е ведать?
natabelu
Jun. 5th, 2013 02:28 pm (UTC)
Общая атмосфера способствовала.
elka_sh
Jun. 5th, 2013 02:33 pm (UTC)
Ну да... Сейчас тоже иной раз оглянешься (то есть комменты некоторые почитаешь) и видишь: вот люди, которые за любые расстрелы проголосовали бы... В общем-то ничего в нас не меняется.
natabelu
Jun. 5th, 2013 02:34 pm (UTC)
В общем да(
annihilatorsky
Jun. 5th, 2013 03:15 pm (UTC)
Какая ирония.
Выслужился, ага.
natabelu
Jun. 5th, 2013 03:49 pm (UTC)
Да, симметрично вышло.
greathawk
Jun. 5th, 2013 04:35 pm (UTC)
Интересно, как они стали врагами народа - посмертно. Ронин и Фушман. Видно нигде было не спастись.
natabelu
Jun. 5th, 2013 04:45 pm (UTC)
Фушман, кстати, странно погиб, то ли выбросился из электрички, то ли его выбросили. Начальник управления НКВД по Ленинградской области Заковский в "Ленинградской правде" от 11 июня 1937 года писал, что его убили друзья-троцкисты, чтобы Фушман их не выдал.

А этого Заковского арестуют и расстреляют в тридцать восьмом.
nerca88
Jun. 6th, 2013 07:21 am (UTC)
В ней замуровываются урны с прахом писателя-орденонос
Вспомнилось: "Не знаю, где Бродский живёт, знаю, что умирать ходит на Васильевский остров".
natabelu
Jun. 6th, 2013 11:16 am (UTC)
Re: В ней замуровываются урны с прахом писателя-орденон
:-)))
nerca88
Jun. 7th, 2013 04:50 am (UTC)
Re: В ней замуровываются урны с прахом писателя-орденон
Замуровываются-размуровываются, замуровываются-размуровываются... Беспокойные такие пассионарии.
natabelu
Jun. 7th, 2013 09:35 am (UTC)
Re: В ней замуровываются урны с прахом писателя-орденон
Байки из склепа.
myslenkov
Jul. 7th, 2013 04:12 pm (UTC)
То же самое было с Гольцманом
Я на каждой своей экскурсии по Новодевичьему рассказываю про Гольцмана, авиаинженера и конструктора, именем которого был назван завод имени Гольцмана, выпускавший самолёты ЗИГ.
Гольцман был похоронен в кремлёвской стене, а в 1937 посмертно репрессирован: прах вытащили из стены и развеяли по ветру.

Благодарю за интересную деталь, я этого не знал, хотя уже несколько лет вожу экскурсии по Новодевичьему.
natabelu
Jul. 7th, 2013 05:19 pm (UTC)
Re: То же самое было с Гольцманом
Вам спасибо!
( 41 comments — Leave a comment )