?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ДОВЛАТОВ

На днях стукнуло в голову перечитать Довлатова. Перечитала. Всего. Мне это раз плюнуть. Теперь вот пишу короткими предложениями.
В юности Довлатов был гораздо лучше. В моей юности, конечно.
С другой стороны - он теперь по-другому хорош.

В общем, советую. Перечитывать вообще интересно. Всё отказывается не так. Книги с годами меняются. Часто всё оказывается проще и безыскуснее, чем казалось по молодости.
Ну и, чтоб вы лишний раз оценили довлатовский диалог, - фрагмент из "Компромисса":

Алиханов встретил ее на пороге. Это был огромный молодой человек с низким лбом и вялым подбородком. В глазах его мерцало что-то фальшиво неаполитанское. Затеял какой-то несуразный безграмотный возглас и окончить его не сумел:
- Чем я обязан, Лидочка, тем попутным ветром, коего... коего... Достали пиво? Умница. Раздевайтесь. У меня чудовищный беспорядок.
Комната производила страшное впечатление. Диван, заваленный бумагами и пеплом. Стол, невидимый под грудой книг. Черный остов довоенной пишущей машинки. Какой-то ржавый ятаган на стене. Немытая посуда и багровый осадок в фужерах. Тусклые лезвия селедок на клочке газетной бумаги...
- Идите сюда. Тут более-менее чисто.
Надзиратель откупорил пиво.
- Да, колоритно у вас, - сказала Лида. - Я ведь по образованию гигиенист.
- Меня за антисанитарию к товарищескому суду привлекали.
- Чем же это кончилось?
- Ничем. Я на мятежный дух закашивал. Поэт, мол, йог, буддист, живу в дерьме... Хотите пива?
- Я не пью.
- Вот деньги. Рубль одиннадцать.
- Какая ерунда, - сказала Лида.
- Нет, извините, - громко возмутился Алиханов. Лида сунула горсть мелочи в карман. Надзиратель ловко выпил бутылку пива из горлышка.
- Полегче стало, - доверительно высказался он.
Затем попытался еще раз, теперь уже штурмом осилить громоздкую фразу:
- Чем я обязан, можно сказать, тому неожиданному удовольствию, коего...
- Вы филолог? - спросила Агапова.
- Точнее - лингвист. Я занимаюсь проблемой фонематичности русского "Щ"...
- Есть такая проблема?
- Одна из наиболее животрепещущих... Слушайте, что произошло? Чем я обязан неожиданному удовольствию лицезреть?..
Надзиратель опрокинул вторую бутылку.
- Мы готовим радиопередачу "Встреча с интересным человеком". Необходим герой с оригинальной биографией. Вы филолог. Точнее - лингвист. Бывший надзиратель. Человек многоплановой жизни... У вас многоплановая жизнь?
- Последнее время - да, - честно ответил надзиратель.
- Расскажите поподробнее о ваших филологических исследованиях. Желательно, в доступной форме.
- Я вам лучше дам свой реферат. Что-то я плохо соображаю. Где-то здесь. Сейчас найду...
Алиханов метнулся к напластованиям бумаги.
- В другой раз, - успокоила Лида. - Мы, очевидно, еще встретимся. Это у нас предварительная беседа. Мне хочется спросить. Вы были надзирателем, это опасно, рискованно?
Алиханов неохотно задумался.
- Риск, конечно, был. Много водки пили. Лосьоном не брезговали. На сердце отражается...
- Я имела в виду заключенных. Ведь это страшные люди. Ничего святого...
- Люди как люди, - сказал Алиханов, откупоривая третью бутылку.
- Я много читала. Это особый мир... Свои законы... Необходимо мужество... Вы мужественный человек?
Алиханов вконец растерялся.
- Люба, - сказал он.
- Лида.
- Лида! - почти закричал Алиханов. - Я сейчас достану шесть рублей. У меня гуманные соседи. Возьмем полбанки и сухого. Что-то я плохо соображаю.
- Я не пью. Вы мужественный человек?
- Не знаю. Раньше мог два литра выпить. А теперь от семисот граммов балдею... Возраст...
- Вы не понимаете. Мне нужен оригинальный человек, интересная личность. Вы филолог, тонко чувствующий индивидуум. А раньше были надзирателем. Ежедневно шли на риск. Душевная тонкость очень часто сопутствует физической грубости...
- Когда я вам грубил?
- Не мне. Вы охраняли заключенных...
- Мы больше себя охраняли.
- Откуда у вас этот шрам? Не скромничайте, пожалуйста...
- Это не шрам, - воскликнул Алиханов, - это фурункул. Я расчесал... Извините меня...
- Я все-таки хочу знать, что вы испытывали на Севере? фигурально выражаясь, о чем молчала тундра?
- Что?
- О чем молчала тундра?
- Лида! - дико крикнул Алиханов. - Я больше не могу! Я не гожусь для радиопередачи! Я вчера напился! У меня долги и алименты! Меня упоминала "Немецкая волна"! Я некоторым образом - диссидент! Вас уволят... Отпустите меня...
Лида завинтила колпачок авторучки.
- Жаль, - сказала она, - материал интересный. Будьте здоровы. Я вам позвоню. А вы пока отыщите свой реферат...
Надзиратель стоял обессиленный и бледный.
- Минутку, - сказал он, - я тоже иду. У меня гуманные соседи...
На площадке они расстались. Лида зашагала вниз. Алиханов взлетел на четвертый этаж...
promo natabelu october 22, 2015 10:01 169
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…

Comments

( 139 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
w_holeman
Jun. 2nd, 2009 11:21 am (UTC)
Просто и безыскусно, как у Ремарка. А еще очень правдиво и искренне. К тому же во многом автобиографично. Довлатов просто замечателен. Когда я однажды навещал друга в больнице, он сказал, что ему чертовски скучно. И тогда я ему принес "Чемодан", книгу, которую читаешь запоем и забываешь обо всех проблемах. Мало таких хороших книг.
natabelu
Jun. 2nd, 2009 11:24 am (UTC)
по правде говоря, ремарк нравится мне меньше, чем довлатов)
(no subject) - w_holeman - Jun. 2nd, 2009 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - kora_f - Mar. 22nd, 2011 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Mar. 22nd, 2011 06:11 pm (UTC) - Expand
luisette
Jun. 2nd, 2009 11:21 am (UTC)
да, по прошествии времени вообще ВСЁ читается иначе.

например, не могу после Набокова читать многие вещи. Например, как в юности любила Бунина, так сейчас я его хронически не перевариваю.

боюсь, что и Довлатов мне не пойдет...
natabelu
Jun. 2nd, 2009 11:25 am (UTC)
а я одно время как раз набокова читать не могла))
(no subject) - kaede_ - Jun. 2nd, 2009 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luisette - Jun. 3rd, 2009 07:49 am (UTC) - Expand
bianki
Jun. 2nd, 2009 11:24 am (UTC)
как вспомню тот случай, когда мы на его книге гадали и два часа она нас никуда не отпускала! )
natabelu
Jun. 2nd, 2009 11:26 am (UTC)
:-))
он вообще здорово владел умами!
все как начали "записные книжки" писать))
(no subject) - bianki - Jun. 2nd, 2009 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bianki - Jun. 2nd, 2009 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 03:02 pm (UTC) - Expand
barbi_g
Jun. 2nd, 2009 11:25 am (UTC)
я читаю недавно изданную "Речь без повода или колонки редактора" он там конечно совсем другой.
natabelu
Jun. 2nd, 2009 11:27 am (UTC)
ага.
проза совсем другое дело)
(no subject) - barbi_g - Jun. 2nd, 2009 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - barbi_g - Jun. 2nd, 2009 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 11:31 am (UTC) - Expand
psevdopodia
Jun. 2nd, 2009 11:26 am (UTC)
"Четвертый раз смотрю этот фильм и должна сказать, что сегодня актеры играли как никогда." Ф.Раневская

Довлатов - наркотик.
natabelu
Jun. 2nd, 2009 11:28 am (UTC)
ну, не то чтобы наркотик...
что-то типа водки)))
(no subject) - soboleva_t - Jun. 2nd, 2009 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 02:40 pm (UTC) - Expand
soboleva_t
Jun. 2nd, 2009 11:33 am (UTC)
Хы-хы. Нетленка :)
natabelu
Jun. 2nd, 2009 11:34 am (UTC)
факт, хе-хе))
natalia_vesna
Jun. 2nd, 2009 11:39 am (UTC)
=Книги с годами меняются. Часто всё оказывается гораздо проще и безыскуснее, чем казалось по молодости.=
Мне кажется, что это не книги меняются, а люди, их восприятие. А книги остаются с теми же самыми буковками на той же самой бумаге, что и несколько лет назад... Просто видишь уже что-то другое за ними ;)
natabelu
Jun. 2nd, 2009 02:41 pm (UTC)
мать моя, дык я это и имела в виду))
(no subject) - natalia_vesna - Jun. 2nd, 2009 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 08:20 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
natabelu
Jun. 2nd, 2009 02:42 pm (UTC)
да. в юности вообще - лишь бы посмеяться.
sub_nigra
Jun. 2nd, 2009 11:48 am (UTC)
Ах, Довлатов...

В своё время меня, помнится, восхитил принцип, которым он руководствовался - ни одно слово в предложении не должно начинаться с той же буквы.

Попробовала. Сдалась на первой же фразе.
natabelu
Jun. 2nd, 2009 02:42 pm (UTC)
ага-ага, меня это тоже когда-то сподвигло...)
(no subject) - sub_nigra - Jun. 2nd, 2009 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sub_nigra - Jun. 2nd, 2009 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sub_nigra - Jun. 2nd, 2009 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 03:06 pm (UTC) - Expand
kirkemen
Jun. 2nd, 2009 11:59 am (UTC)
Довлатов жжот, ага. Но ведь читатели часто принимают его гон за чистую правду, что обидно. Хотя многие выставленные в забавном свете на него так и не обиделись.
natabelu
Jun. 2nd, 2009 02:43 pm (UTC)
ну, в каждом гоне есть доля правды)
laragull
Jun. 2nd, 2009 12:03 pm (UTC)
"Когда я Вам грубил?" ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы, я умираю, как люблю его.
natabelu
Jun. 2nd, 2009 02:43 pm (UTC)
да, это восторг)
kantora
Jun. 2nd, 2009 12:13 pm (UTC)
Да. Чем короче предложения- тем лучше.
Тоже ЛЮБЛЮ!
А многа, многа букв и всякие сложносочиненности и красивости - не люблю. И не понимаю. И понимать не желаю:)
natabelu
Jun. 2nd, 2009 02:45 pm (UTC)
я люблю и так и этак. главное, чтоб форма соответствовала содержанию)
(no subject) - kantora - Jun. 2nd, 2009 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kantora - Jun. 2nd, 2009 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kantora - Jun. 2nd, 2009 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 03:20 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
natabelu
Jun. 2nd, 2009 02:45 pm (UTC)
с одной стороны он не так прост.
с другой - не так сложен)
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 02:58 pm (UTC) - Expand
kvadraturakruga
Jun. 2nd, 2009 12:20 pm (UTC)
я Довлатова перечитывала несколько раз. самое странное, что это единственный писатель, одно произведение которого я могу перечитать 3-4 раза и каждый раз как будто заново. забываю.
natabelu
Jun. 2nd, 2009 02:46 pm (UTC)
хм)
schrotmueller
Jun. 2nd, 2009 12:24 pm (UTC)
А это разве из "Компромисса"? "Компромисс" - это же вроде про то, как автор журналиствовал и пьянствовал в Таллине, куда его случайно занесло.
natabelu
Jun. 2nd, 2009 02:47 pm (UTC)
если бы это было не из "компромисса", я бы написала, что это не из "компромисса".
а поскольку это из "компромисса", я написала, что это именно из "компромисса"))

да-да, таллинские дела.
(no subject) - schrotmueller - Jun. 2nd, 2009 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schrotmueller - Jun. 2nd, 2009 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jun. 2nd, 2009 05:54 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 139 comments — Leave a comment )