?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть такие люди, которых хлебом не корми, дай заморочиться, придумать себе какую-нибудь задачку - и решать. Если не решишь - никто не осудит. Если решишь - никто не похвалит. Потому что даже не узнает, что была проблема. Теоретически я к таким замороченным не очень хорошо отношусь. Но я к ним отношусь. Я именно из таких людей. Сейчас расскажу, как можно озадачиться на ровном месте.

Осенью мне пришла в голову светлая мысль поговорить с Николаем Арутюновым под диктофон и обнародовать разговор. Арутюнов, во-первых, певец мирового уровня, и на этом я настаиваю во всех доступных мне формах (хотя никто, собственно, не возражает). Во-вторых, с ним интересно разговаривать. В-третьих, в тот момент подвернулся формальный повод: появление Арутюнова на шоу "Голос". Вообще-то интервью - мой самый нелюбимый жанр с детства, и я никогда бы к нему не вернулась (с тёплым чувством вспоминаю только интервью с Зиновием Гердтом, царство ему небесное), но к Арутюнову у меня отношение, мягко говоря, исключительное.

Ладно, посидели, поговорили; тут-то проблем не было. И дальше всё шло по плану - расшифровала запись, скрепя сердце удалила половину разговора; прикинула, сколько должно быть информации, эмоции, музыки, болтовни, юмора и грубости; взвесила в граммах, просеяла текст. Ну, думаю, пока получается идеально; Коля - как живой. Отдохнула, отключилась, отряхнулась. Вернулась к компу. Прочитала свежим взглядом. И ужаснулась: что это за безобразие? почему я ему тыкаю всю дорогу? где мой эпический респект, о котором я так много трындела?

Претензии у меня были только к тексту, не к реальности; в реальности меня не исправить. То ли я музыки переслушала, то ли это был очередной приступ совестливости (у меня они изредка случаются - внезапные и неуправляемые, как икота у детей, и "попить водички" не помогает), но мне втемяшилось, что именно в этом тексте "ты" с моей стороны недопустимо. И "Коля", само собой, тоже. Как на грех, кнышевский анекдот вспомнила. Встречаются как-то Гельмут Коль и Ангелина Вовк: "Как дела, Коль?" - "Нормально, Вовк!" Потом случай с Дапкунайте на ум пришёл (и добил). Молодой артист перед ней нарисовался: "Привет, Ингебоша!" - "Какая я тебе Ингебоша?" - "Олежа Меньшиков так говорит..." - "Какой он тебе Олежа?!" Кстати, Олежа, Меньшиков то есть, зацепился за какую-то мою извилину и потом выскочил с другой историей в подводке к разговору.

И сказала я себе голосом матери моей, то есть очень сурово: Наталья, какой ты мерой меряешь? Какой он тебе Коля? Кому ты тыкаешь? Взвесь, опять же, в граммах. Арутюнов английский арт-рок (например) поёт не хуже, чем Дитрих Фишер-Дискау пел вокальные циклы Шуберта (например), - и представь, Наталья, в интервью с Фишером-Дискау кто-нибудь пропечатал бы что-то вроде "Дитер, а ты с фон Караяном не задолбался?" Нехорошо, Наталья. (Привлечение призрака Дитриха Фишера-Дискау сыграло решающую роль: это мой любимейший академический баритон, тут я всю жизнь в крайнем пиетете и трепете.)

Поугнетала я себя вволю и стала перепиливать разговор так, будто собеседники на "вы". И пришла беда, откуда не ждали: пострадали некоторые арутюновские, как бы сказать, речевые характеристики. А я-то как раз стремилась сохранить его натуральную речь. Арутюнов не вещает в пространство, он говорит с конкретным, живым, знакомым человеком и на него направлен, поэтому появляются всякие "я тебе ещё раз повторю (мол, врубись уже, Наташа)...", "ты знаешь эту песню...", "я тебя уверяю...", "да я тебя умоляю..." и так далее. А "ты представляешь?.." у него вообще граничит с "прикинь, старик". Выканье тут совсем не катит - оно бы изменило всю картину. Наталья, руки прочь (сказала я себе голосом всё той же матери моей), не порти арутюновский вольный стиль.

Возник, конечно, третий вариант - он мне "ты", я ему "вы" - но эту ненормальную ситуацию я даже примерять не стала: получилось бы что-то вроде "римский папа и фигня на палочке" (к себе я тоже кое-какой респект чувствую, я вовсе не фигня).

Однако надуманная этическая проблема по ходу дела превратилась в интересную задачку; я была обязана выкрутиться, потому что русский язык всегда позволяет найти выход. А если выходы заколочены, значит, есть лазейка. И я таки придумала, как выйти из положения. Придумала - и вышла. С несвойственной мне элегантностью. У меня даже мелькнула самодовольная мысль "ёлки-палки, да я молодец".

Потом все, кому было не лень, меня похвалили - кто за компетентность (мол, Наташа-то - реально шарит, вау), кто за натуральность (мол, Арутюнов-то - совсем как в жизни, вау), но этого трюка никто, конечно, не заметил. Ни одна собака. Ни один филолог. Заметьте - и оцените мою ловкость: тыц, как говорят в интернете.

(Оценив мою ловкость, имейте в виду: по большому счёту всё, включая мою ловкость - тлен и суета; всё, кроме музыки. А там есть музыка; слава богу, техника дошла до того, что музыку можно добавлять непосредственно "в тело текста", чтобы она время от времени сама за себя говорила).


Recent Posts from This Journal

promo natabelu october 22, 2015 10:01 161
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…