?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СОВЕТСКАЯ СТАРИНА

В порядке придания жизни дополнительного абсурда я иногда почитываю древнюю вонючую книжку о советской симфонической музыке. Это сборник; больше всего мне нравятся сочинение Дмитрия Кабалевского "О мастерстве" и милые подробности о достижениях грузинских, узбекских и азербайджанских композиторов; одно только величие их замыслов уже производит впечатление.
Но я немного процитирую из статьи Израиля Владимировича Нестьева "Путь Сергея Прокофьева",
она была написана по поводу смерти композитора, первая публикация - в журнале "Советская музыка", 1953, № 5. Купюры мои.
"(...) Поверхностными, слабыми оказались произведения, написанные С. Прокофьевым к тридцатилетию Октября ("Праздничная поэма" для оркестра, кантата "Расцветай, наш край").
Вредную роль в творческом развитии Прокофьева в период 1942-1947 годов сыграла наша музыкальная критика
, захвалившая все его сочинения тех лет*.
*Серьёзные ошибки в оценке ряда формалистических произведений Прокофьева допустил автор этих строк.
/это сноска самокритичного Нестьева. - N.B/.

Февраль 1948 года ознаменовал новую важнейшую веху в творческом развитии Сергея Прокофьева. Наряду с другими крупными композиторами, допускавшими серьёзные формалистические ошибки, он был подвергнут суровой, но справедливой критике в Постановлении ЦК партии об опере "Великая дружба". Строгая, но доброжелательная партийная критика помогла Прокофьеву глубоко осознать смысл его творческих ошибок. "После Постановления, встряхнувшего до глубины всю нашу композиторскую общественность, - писал он, - стало ясно, какая именно музыка нужна нашему народу, и стали ясны пути изживания формалистической болезни".
С самокритичностью советского художника отнёсся Прокофьев к своим творческим заблуждениям. Он говорил об элементах атональности, об искусственной сложности некоторых своих произведений, и в частности об усложнённости мелодии: "Найти мелодию, сразу понятную даже непосвящённому слушателю и в то же время оригинальную, - самое трудное для композитора... Бывает и так, что композитор, долго возясь со своей мелодией и выправляя её, сам того не замечая, делает её чрезмерно изысканной (...). Нужна особенная бдительность при сочинении (...)".
Обещания Прокофьева не остались пустой декларацией. Последнее десятилетие его жизни было наполнено напряжёнными исканиями глубокой простоты и ясности (...). Прокофьев стремился преодолеть пережитки своих прошлых модернистских заблуждений
, ответить на Постановление ЦК партии новыми значительными работами (...)".
Всё, конец цитаты, пальчики устали.
(Но напоследок напомню, что Сергей Прокофьев и Иосиф Сталин умерли в один день, пятого марта 1953 года.)
promo natabelu october 22, 2015 10:01 171
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…