?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мне удалось под шумок стащить в одном месте только что изданную (надо сказать, превосходно изданную, хорошо иллюстрированную и к тому же хорошо пахнущую) книгу "1948 год в советской музыке". Ну, все знают, что случилось в 1948-м году в советской музыке. Я этими делами всегда живо интересовалась и всегда вроде бы была вполне в теме, однако здесь впервые опубликованы уникальные документы и обнародованы удивительные подробности. Между прочим, это занимательное чтение не только для музыкантов и музыковедов, но и, например, для историков и вообще для всех, кто возжелает получить полноценное представление о советских временах и обращении советской власти с музыкальным искусством; исследуется период с двадцатых - до конца сороковых годов, когда и случилось знаменитое постановление.
Для привлечения внимания сейчас перепечатаю из этой книги фрагмент фельетона Ильфа и Петрова (вот они молодцы были):

Когда по радио передавали "Прекрасную Елену", бархатный голос руководителя музыкальных трансляций сообщил: "Внимание, товарищи, передаём список действующих лиц: 1. Елена - женщина, под прекрасной внешностью которой скрывается полная душевная опустошенность. 2. Менелай - под внешностью царя искусно скрывающий дряблые инстинкты мелкого собственника и крупного феодала. 3. Парис - под личиной красавца скрывающий свою шкурную сущность. 4. Агамемнон - под внешностью героя скрывающий свою трусость. 5. Три богини - глупый миф. 6. Аяксы - два брата-ренегата". Удивительный это был список действующих лиц. Все что-то скрывали под своей внешностью. Радиослушатели насторожились. А руководитель музыкальных трансляций продолжал: "Музыка оперетты написана Оффенбахом, который под никому не нужной внешней мелодичностью пытается скрыть полную душевную опустошенность и хищные инстинкты крупного собственника и мелкого феодала".
Распалённые радиослушатели уже готовы были броситься с дрекольем на всех этих лицемеров, чуть было не просочившихся в советское радиовещание, а заодно выразить свою благодарность руководителю музыкальных трансляций, столь своевременно разоблачившему менелаев, парисов и аяксов, когда тот же бархатный голос возвестил: "Итак, слушайте оперетту "Прекрасная Елена". Через две-три минуты зал будет включен без предупреждения".
И действительно через две-три минуты зал был включен без всякого предупреждения. И послышалась музыка, судя по вступительному слову диктора:
а) никому не нужная,
б) душевно опустошенная,
в) что-то скрывающая.
Удивлению простодушного радиолюбителя не было конца. Вообще трудно приходится потребителю художественных ценностей.
Конец цитаты.

Покупайте правильные книжки, дорогие товарищи! 
Кроме "48-го года" у издательства "Классика 21" ещё масса интересного. Книги о Гульде, Горовице, Нейгаузе, Рихтере, Гилельсе, Юдиной.... О Лине Прокофьевой... Вот, кстати, вспомнила: у меня одна френдесса как-то недоумевала - для чего, мол, существует такая странная профессия, как дирижер, и чего это он машет, когда на него никто даже не смотрит, - для френдессы уже давно издана книга Лебрехта "Маэстро миф" (в ней можно найти и доказательства бессмысленности этого махания, и доказательства осмысленности, и вообще книга весёлая, детективная, а Лебрехта же "Кто убил классическую музыку" - вообще триллер; в общем, массовый читатель, налетай).
А вот ещё был случай, - я поругалась с одном музыкантом-шизоидом на тему "от чего умер Шуберт" - так вот, в подтверждение моей безусловной правоты по этому вопросу издана книга "Музыка и медицина. Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт". Купи книжку, дурачок!
В общем, товарищи, любите музыку и музыкальную литературу, иначе нас затянет трясина невежества, и кроме "буль-буль" нам скоро нечем будет обменяться.
promo natabelu october 22, 2015 10:01 171
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…