?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ УЗКИЕ

Признаться, пост милого питерского френда про Игудесмана и Джу задел меня больше, чем следовало бы... Френд написал: "Мне очень стыдно, но я очень хочу сходить на эту фигню... К искусству, конечно, это не имеет никакого отношения..." Не понимаю - почему это фигня и не искусство, если это музыкально, остроумно, виртуозно и так далее. И даже отвечает требованиям высоколобости, поскольку их юмор в полной степени понятен только музыкально подкованным гражданам. Нахожу лишь одно объяснение: не искусство потому, что слишком известно и слишком популярно, то есть требованиям самого главного - элитарности - отвечает недостаточно. Уже, стало быть, попса. Не искусство!
Я в последнее время почему-то постоянно сталкиваюсь с самыми разными проявлениями снобизма и уже замучилась хвататься за пистолет. Вот приятель моего приятеля медленно и печально переводит что-то с древнееврейского на древнеарамейский и обратно и больше не знает в жизни ничего; список того, чего он не знает, мог бы послужить орудием убийства. И я не имею в виду, что он не знает, как поют дрозды и кто убил Лору Палмер - он не знает композитора Генделя, писательницу Айрис Мёрдок и так далее. Именно на основании незнания, отказа, как я замечаю, люди повадились причислять себя к истинной интеллектуальной элите.
Многие гордятся тем, например, что у них дома нет телевизора. Не иметь дома телевизора "в наш век интернета" - это совершенно нормально, но гордиться этим? - смешно, ей-богу. Гордость же происходит от того, что люди полагают - таким образом они отрезали себя от быдло-мира с его петросянами. Они - выше. Но вот я, например, вообще не помню, когда видела Петросяна в последний раз. Видимо, я просто не стремлюсь его увидеть. Видимо, именно мне телевизор демонстрирует что-то другое. Видимо, я знаю, когда его включать и когда выключать.
Мне, честно скажу, кажется ненормальным, когда люди сужают собственные горизонты, сосредотачиваясь на одной области. "Я советское кино вообще не смотрю...", "Музыка мне неинтересна..." - и годами сидят, разгадывая какую-нибудь шестую строчку мелким шрифтом в примечаниях к приложению. Поймите меня правильно, я не против сосредоточенности на шестой строчке - но зачем же делать вид, что отказ от области общих знаний прибавляет ума и достоинства? Почему бы не быть человеком Возрождения, этаким... свободным, сильным, гармоничным? Не хотят, дураки.
Вот  больше скажу: если некто не интересуется культурным контекстом, в котором существует, - это уже крайняя степень высокомерия, даже если некто ваяет имидж божьего человека, начинающего аутиста и будущего лауреата Нобелевской премии. Узкий специалист - это печальное явление. Причём оно всё печальнее и всё распространённее - сужу по тому, что даже меня, несчастную, давно остановившуюся в своём развитии периодически спрашивали в комментах - "так вы литературовед?", "а, так вы киновед?", "вы ведь музыковед, да?", "я никак не пойму, кто вы!" - то есть время от времени возникала острая необходимость определить уже какие-то рамки.  Однажды я читала рецензию на свой ЖЖ - рецензент был в явном замешательстве, поскольку не понял род моих занятий, и как следствие - не нашёл мне определения, а не найдя здесь и моего самоопределения,
вышел из положения, сообщив, что автор (я то есть) пишет о себе вот что: "я дурочка, я не умею считать!" (это правда). Как говорится, хоть что-то. Каждый, понимаете, каждый должен определить себе нишу, чем уже тем лучше, и в ней существовать, самым понятным для окружающих образом, никого не сбивая с толку.
Снобизм я терпеть не могу. Да что там - я просто ненавижу снобизм. Одна мадам, достигнув пост-детородного возраста, попала однажды на фильм с Мерилин Монро и было шокирована: мадам её совсем не такой себе представляла! Всю жизнь эта интеллектуалка и консерваторка избегала встреч с Мерилин Монро, поскольку Мерилин Монро была кумиром миллионов, а поскольку Мерилин Монро была кумиром миллионов - стало быть, она не могла быть ничем иным, как подобием проститутки с Курского вокзала, ибо что еще может нравиться миллионам - они ведь, миллионы-то, не интеллектуалы, не консерваторцы! Миллионы - это быдло, и массовый вкус не может быть хорошим - а-блять-приори не может. Похожий шок мадам пережила, посмотрев "Унесённых ветром" - она думала, что это что-то вроде "Рабыни Изауры", а оказалось - вон чо!
А сострадательность истинных снобов к "падшим" - то есть работающим на массового зрителя и слушателя - это отдельная песня:
- Бедный NN, до чего дошёл... Работает на сериале "Глухарь"...
- А ты видела "Глухаря"?
- Нет, а зачем? Это же вроде какая-то хрень про ментов...
- Отличный, - говорю, - сериал, жизненный, жестокий, смешной, кастинг - прекрасный, сценаристы хорошие, диалоги живые, персонажи убедительные, рейтинг зашкаливает, президент Медведев просил доставить ему на диске третий сезон, поскольку по телевизору смотреть не успевает - в общем, NN в полном порядке.
Но не-е-ет, нам главное поскорбеть над бедным NN, который вляпался с "хрень про ментов" - а ведь мог бы сидеть с нами на нашем Олимпе и кушать сухарик.
Одно время красной тряпкой для недюжинных умов был несчастный "Доктор Хаус". Только успевай уворачиваться от плевков, которые узкие специалисты посылали по адресу бедного доктора и попадали заодно в его почитателей.
- Люди что, совсем идиоты, да? Доктор Хаус действительно так популярен?
- А почему бы ему не быть популярным?
- Ну это же фигня какая-то, я минуты три посмотрел, ничего не понял...
Если за три минуты ничего не понял дворник Улугбек - он дурак, а если ничего не понял Иннокентий Шниперсон - у него ума палата.
Но я вам расскажу один секретик. "Это фильм про команду врачей, которые, бла-бла-бла, диагнозы..." - так нельзя говорить снобу о "Докторе Хаусе", если не хочешь услышать в ответ "ясно, это говно!"; следует говорить: "Понимаете, Вениамин, это о богоборчестве... Асоциальный тип, отщепенец, постоянно соревнуется с Господом Богом с помощью своего интеллекта..." 
"Ну прямо как я!.." - подумает Вениамин.
И дело не в "Докторе Хаусе". "Это о богоборчестве..." можно говорить об абсолютно любом продукте, а если делать это достаточно убедительно, после такой презентации настоящий сноб подсядет даже на сериал "Друзья".
В общем, вставайте, люди узкие, я дам вам тумаков.
promo natabelu october 22, 2015 10:01 171
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…

Comments

( 448 comments — Leave a comment )
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
n_voice
Oct. 28th, 2010 01:04 pm (UTC)
подписываюсь)
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:34 pm (UTC)
:-)
chijulia
Oct. 28th, 2010 01:05 pm (UTC)
Как здорово написано и как созвучно! Спасибо!
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:35 pm (UTC)
не за что!)
e_shishkina
Oct. 28th, 2010 01:07 pm (UTC)
согласна.
так кто Вы? литературовед?" киновед? музыковед? Мне правда интересно.
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:24 pm (UTC)
котовод))
(no subject) - e_shishkina - Oct. 28th, 2010 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evtebia - Oct. 28th, 2010 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annihilatorsky - Oct. 28th, 2010 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 04:38 pm (UTC) - Expand
kara_anna
Oct. 28th, 2010 01:07 pm (UTC)
давай, чего уж.
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:25 pm (UTC)
ннна! ннна!
(no subject) - kara_anna - Oct. 28th, 2010 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 01:37 pm (UTC) - Expand
old_greeb
Oct. 28th, 2010 01:07 pm (UTC)
Как все правильно!
*А кто такой президент Медведев?*
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:25 pm (UTC)
знаю только, что он смотрит "глухаря")
manya777
Oct. 28th, 2010 01:09 pm (UTC)
за Шниперсона не скажу ничего, но про себя вот что думаю: я всегда была снобом, телевизор не смотрела, даже кино не очень, потому что тоже не очень изящное искусство - мне так казалось. читала русскую классическую литературу, упорствовала, даже зарубежка мне давалась с большим трудом (пока на пятом курсе не началась современная зарубежка, а вместе с ней прекрасные и внятные лекции). Про сериалы вообще не говорила и слышать не хотела. Но постепенно со скрипом начала разворачиваться в сторону "простого народа", оказалось, и сериалы бывают великолепными, каждая серия - штучная работа прям. И книги можно читать современные (правда, эта часть жизни идет с большим скрипом, буквально три-четыре автора). ТОго гляди, за прослушивание попсы примусь;)
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:14 pm (UTC)
что касается простого народа и его вкусов - я с годами поняла, что если "простой народ" к чему-то крепко пристрастился, это действительно хорошо. "массовый вкус" не ошибается - как "миллионы воль" у толстого)) другое дело, что "массы" имеют дело с "массовым продуктом", и потому нет смысла следовать за народом в оценке какого-нибудь бунюэля, если народ решит его когда-нибудь оценить.
правда, ещё вопрос - кого считать народом. я вот считаю народом себя))
(no subject) - evtebia - Oct. 28th, 2010 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manya777 - Oct. 28th, 2010 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manya777 - Oct. 28th, 2010 01:58 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 02:25 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Aug. 4th, 2011 09:18 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Aug. 4th, 2011 11:18 am (UTC) - Expand
chele_sta
Oct. 28th, 2010 01:12 pm (UTC)
Иегудесман и Джу - великолепны в своём репертуаре и, я уверена, в самом что ни на есть строго классическом, потому как оба первоклассные музыканты.
* * *
По-Вашему, только Вениамины и Шниперсоны могут быть снобами? :)
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:17 pm (UTC)
иннокентий шниперсон - это персонаж фильма ширли-мырли, дирижер, больше я ни на что не намёкиваю)) вениамин - один знакомый. короче, вторглись мои личные тараканы)

насчёт игудесмана и джу - вот и я совершенно так же думаю. мне обидно за них(
(no subject) - chele_sta - Oct. 28th, 2010 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 01:39 pm (UTC) - Expand
nyuszika
Oct. 28th, 2010 01:13 pm (UTC)
Спасибо, Наталья, снова порадовали!
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:39 pm (UTC)
не за что)
soroka95
Oct. 28th, 2010 01:14 pm (UTC)
Так и есть
"Именно на основании незнания, отказа, как я замечаю, люди повадились причислять себя к истинной интеллектуальной элите."
Это называется комплекс неполноценности)
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:27 pm (UTC)
Re: Так и есть
точно. это он. я не догадалась.
simula_cra
Oct. 28th, 2010 01:15 pm (UTC)
:)))) Встала.
А если не люблю (не смотрю, не слушаю, не читаю) и стыдею одноврЕменно, ибо поделать с собой ничего не могу (не хочу и не буду)? Тумаки?

PS Я знаю, кто такой Гендель... и даже М.Монро, не говоря уж про Мёрдок. И всегда молчу про "ДХ".
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:21 pm (UTC)
Re: :)))) Встала.
да меня не волнует, кто там что любит-не любит)) просто меня уже БЕСИТ, когда человек ни хрена не знает и говорит с высокой табуретки: "а, ну это хрень, ясно..."
я никогда так не делаю! я, известная в узких кругах сволочь! я сначала посмотрю, почитаю, послушаю и скажу - это полное говно! а до того времени я буду молчать, вот)
Re: :)))) Встала. - simula_cra - Oct. 28th, 2010 01:27 pm (UTC) - Expand
Re: :)))) Встала. - natabelu - Oct. 28th, 2010 01:28 pm (UTC) - Expand
Re: :)))) Встала. - simula_cra - Oct. 28th, 2010 01:31 pm (UTC) - Expand
Re: :)))) Встала. - natabelu - Oct. 28th, 2010 01:34 pm (UTC) - Expand
Re: :)))) Встала. - grymzastar - Oct. 28th, 2010 02:34 pm (UTC) - Expand
Re: :)))) Встала. - natabelu - Oct. 28th, 2010 02:38 pm (UTC) - Expand
Re: :)))) Встала. - simula_cra - Oct. 28th, 2010 02:49 pm (UTC) - Expand
Re: :)))) Встала. - natabelu - Oct. 28th, 2010 02:58 pm (UTC) - Expand
Села. - simula_cra - Oct. 28th, 2010 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simula_cra - Oct. 28th, 2010 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simula_cra - Nov. 1st, 2010 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 1st, 2010 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simula_cra - Nov. 1st, 2010 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 1st, 2010 08:21 pm (UTC) - Expand
Re: :)))) Встала. - seaseas - Oct. 28th, 2010 04:36 pm (UTC) - Expand
Re: :)))) Встала. - natabelu - Oct. 28th, 2010 04:37 pm (UTC) - Expand
busconductor
Oct. 28th, 2010 01:16 pm (UTC)
:))

прекрасно!
да, всё в формулировке
"не читаю\не смотрю\не слушаю, потому что не моё, не интересно, люблю другое" - это одно
"не читаю\не смотрю\не слушаю, ибо есмь выше быдла" - это уже совсем другой коленкор :)

Edited at 2010-10-28 01:18 pm (UTC)
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:34 pm (UTC)
да! вообще презирать т.н. "народ" - это отвратительно.
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 03:00 pm (UTC) - Expand
mussi_pussi_my
Oct. 28th, 2010 01:17 pm (UTC)
Мне вот скучны люди,не интересующиеся культурным контекстом.Доктор,я сноб?*смиренно жду порки*
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:29 pm (UTC)
кажется, меня поняли прямо противоположным образом))
tinmonument
Oct. 28th, 2010 01:19 pm (UTC)
От души с Вами согласен. Тут, видимо, играет роль еще и то, о чем писал Пушкин: "Глупость осуждения не столь заметна, как глупая похвала; глупец не видит никакого достоинства в Шекспире, и это приписано разборчивости его вкуса, странности и т.п." Но Кремер, в отличие от Вашего питерского френда, не считает для себя зазорным не только слушать Игудесмана и Джу, но и выступать с ними. (А Франка Потенте не сочла зазорным сняться в "Хаусе" — да и не она одна!) В общем, наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами.
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:30 pm (UTC)
вот именно!
pollijin
Oct. 28th, 2010 01:19 pm (UTC)
А я вообще на отдых с собой фигню всякую беру почитать. А-я Устинова. И мне ни грамма не стыдно об этом говорить)
И к тому же не знаю ни арамейского, ни латыни. И телевизор иногда смотрю. Вероятно, мне надо убицца этим телевизором)
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:31 pm (UTC)
стыдиться себя - последнее дело! я вот с достоевским в последний раз отдыхала, и мне тоже не стыдно!)
(no subject) - pollijin - Oct. 28th, 2010 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - Oct. 28th, 2010 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Oct. 28th, 2010 02:58 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
natabelu
Oct. 28th, 2010 01:32 pm (UTC)
да-да, есть такое дело))

Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
( 448 comments — Leave a comment )