?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ХУЛИ

За последние лет десять я, кажется, не слышала о писателе Илье Эренбурге ничего хорошего.
Живо помню последний раз, когда зашёл о нём разговор. Я и ещё кое-какие люди сидели в отдельном кабинете нехилого ресторана, нас угощал широкий человек, которого хотелось сузить - по мере того как мы радостно наедались он делался, к моему тихому ужасу, всё глупее и велеречивее - ему, впрочем, казалось, что он расцветает майской розой, и он действительно розовел и розовел и розовел.
Из его разглагольствований следовало, что он антисемит с литературным уклоном. Еда, стало быть, колом встала у меня в глотке, рот открылся и уже не закрылся, и в течение минут так сорока я пыталась решить, уместно ли будет обматерить человека, который платит за ужин, или же следует изобразить эпилептический припадок и тем подвести черту. Но меня хватило только на то, чтобы когда широкий человек дошёл до Эренбурга (бездарного Эренбурга, пытавшегося всячески губить настоящих русских писателей вроде Шолохова) пробормотать - "Эренбург... он... писатель-то... э-э-э... хороший был... Я вот его "Хулио Хуренито" очень люблю..."
Широкий человек слегка, как писали в романах, смешался - то есть его немножко будто стукнуло пыльным мешком
- в общем, ему вдруг типа подмигнула Мнемозина, и нечто общечеловеческое появилось в выражении лица: "Да-да-да... - заговорил он, словно что-то нащупывая в собственных извилинах. - Что-то такое... Как вы сказали? Хули... Хули... Что?" - "Хули, - говорю, - О!" - "Да-да-да... Надо перечитать, надо перечитать..." И, сделав некоторое усилие, он вернулся в свою прежнюю колею.
Не знаю, перечитал ли. Между тем "Хулио Хуренито" - кроме того, что это блестящее, умное и трагическое сочинение - свидетельствует о завидной прозорливости сочинителя: никакого Гитлера у власти ещё не было, а Эренбург написал о Холокосте; кроме того, предсказал атомную бомбу, и даже предсказал, что Америка использует её против Японии. Эренбург, конечно, никогда не жил за забором,  он был человеком мира. Точнее, он был вынужден, будучи европейцем, стать ещё и советским человеком, и такое сидение на двух стульях имело свои издержки. Но он был совершенно адекватным типом и чувствовал время - недаром именно он ввёл слово "оттепель" (не в смысле погоды, а в смысле Никиты Сергеевича Хрущева).
Эренбургу отказывают как раз в адекватности, особенно те, которые краем уха слышали, что в годы войны Эренбург написал известное "убей немца"; оголтелая, мол, спекуляция. Ну, что я могу сказать по этому поводу... Конечно, это отвратительно. Тот факт, что для простого русского солдата "немец" и "фашист" было
одним понятием - "враг", никак, конечно, Эренбурга не оправдывает. Это было бессовестное разжигание межнациональной розни. Он презрел всякую политкорректность.
Как всегда, скажу больше. В период с сорок первого по сорок пятый Советский Союз вообще вёл себя безобразно по отношению к немецкому народу, всячески препятствуя его интеграции.
Русские люди были буквально зомбированы пропагандой и упорствовали в своём нежелании проникнуться духом великой немецкой культуры - поэтому, например, под Сталинградом  произошел знаменитый Сталинградский конфликт, очень некрасивый, за который нам ещё придётся отвечать перед судом истории.
P.S. И как всегда, нашлись люди, которые поняли буквально. Про "препятствование немецкой интеграции", "суд истории"... Вот почему я иногда отключаю комментарии.
promo natabelu october 22, 2015 10:01 161
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…

Comments

( 198 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
vikazina1
Nov. 3rd, 2010 03:02 pm (UTC)
Аплодисменты. Я тоже иногда подумываю, что аукнется нам та неполиткорректность.
natabelu
Nov. 3rd, 2010 03:05 pm (UTC)
да. и за курскую дугу ответим. за всё, короче!
(no subject) - evtebia - Nov. 3rd, 2010 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 10:07 pm (UTC) - Expand
buroba
Nov. 3rd, 2010 03:09 pm (UTC)
Наташенька! Потрясающе! Он в "Людях" пишет о том, как навещал во Франции Эйфеля, и что у него в саду в декабре цвели розы. Когда я вижу цветущие в декабре (ноябре) розы, всегда вспоминаю Эренбурга.
natabelu
Nov. 3rd, 2010 03:10 pm (UTC)
ЗдОрово!))
laragull
Nov. 3rd, 2010 03:12 pm (UTC)
мучается почему не отключены комменты
подозревает что отвечать за сталинград придется именно тут и щаз
natabelu
Nov. 3rd, 2010 03:14 pm (UTC)
вы приговариваетесь к пожизненным каторжным работам! условно!
(no subject) - laragull - Nov. 3rd, 2010 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laragull - Nov. 3rd, 2010 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laragull - Nov. 3rd, 2010 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laragull - Nov. 3rd, 2010 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laragull - Nov. 3rd, 2010 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laragull - Nov. 3rd, 2010 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laragull - Nov. 3rd, 2010 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kot_shred - Nov. 3rd, 2010 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kot_shred - Nov. 3rd, 2010 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kot_shred - Nov. 3rd, 2010 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:09 pm (UTC) - Expand
tinmonument
Nov. 3rd, 2010 03:16 pm (UTC)
Должен признаться, что я совсем не читал Эренбурга, но я недавно прочитал раздел об Эренбурге в книге Сарнова "Сталин и писатели", где Сарнов пишет о нем, по-моему, примерно в том же духе, в каком Вы здесь пишете. Так что вот, во втором томе "Сталина и писателей" можно если не услышать, то прочитать об Эренбурге хорошее, а это совсем новая книга! А Ваша история об антисемите с литературным уклоном немного напоминает несравненный рассказ Набокова "Conversation Piece, 1945", но там все было еще хуже.
natabelu
Nov. 3rd, 2010 03:19 pm (UTC)
Вот вы Эренбурга не читали, а я Сарнова не читала, и совершенно не помню этот рассказ Набокова, блин!
(no subject) - caballo_marino - Nov. 3rd, 2010 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tinmonument - Nov. 3rd, 2010 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tinmonument - Nov. 3rd, 2010 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tinmonument - Nov. 3rd, 2010 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tinmonument - Nov. 3rd, 2010 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tinmonument - Nov. 3rd, 2010 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sandy_cat - Nov. 3rd, 2010 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 10:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tinmonument - Nov. 3rd, 2010 11:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sandy_cat - Nov. 4th, 2010 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - tinmonument - Nov. 4th, 2010 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - sandy_cat - Nov. 4th, 2010 06:51 pm (UTC) - Expand
вот, например - tinmonument - Nov. 4th, 2010 07:13 pm (UTC) - Expand
Re: вот, например - sandy_cat - Nov. 5th, 2010 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tinmonument - Nov. 4th, 2010 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sandy_cat - Nov. 5th, 2010 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - caballo_marino - Nov. 3rd, 2010 11:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sandy_cat - Nov. 4th, 2010 08:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - pollydelly - Nov. 3rd, 2010 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 04:42 pm (UTC) - Expand
mufta
Nov. 3rd, 2010 03:16 pm (UTC)
опять же собак любил) "Хулио" я прочла, и ряд каких-то памфлетов. Всё, кажется.
антисемит с литературным уклоном - это даже мне страшно)))
хотя я тоже одного такого знаю) ко мне почему-то очень хорошо относился)))
natabelu
Nov. 3rd, 2010 03:19 pm (UTC)
ггг)) они вообще добрые, душевные люди!)
iva_no_va
Nov. 3rd, 2010 03:36 pm (UTC)
можно я в копилку драгоценностей скраду "антисемит с литературным уклоном"? пдиииииз!
natabelu
Nov. 3rd, 2010 03:36 pm (UTC)
канешно! нивапрос!)
pollijin
Nov. 3rd, 2010 03:41 pm (UTC)
Не, не, я за Сталинград отвечать не могу. Я только за Ленинградский фронт отвечу)
natabelu
Nov. 3rd, 2010 03:43 pm (UTC)
ладно! но - по всей строгости!
(no subject) - pollijin - Nov. 3rd, 2010 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - Nov. 3rd, 2010 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 08:39 pm (UTC) - Expand
lev_m
Nov. 3rd, 2010 03:48 pm (UTC)
Не знаю, как сейчас читаются "Люди, годы, жизнь", - но в свое время эта книга внесла, как сказали бы в то же время, важный вклад и т.д. Какие-то вещи были впервые сказаны вслух, что важно само по себе.
natabelu
Nov. 3rd, 2010 03:51 pm (UTC)
Вот именно!
(Deleted comment)
natabelu
Nov. 3rd, 2010 04:21 pm (UTC)
ничего.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 04:42 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:03 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:48 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chijulia - Nov. 4th, 2010 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 4th, 2010 04:55 pm (UTC) - Expand
astra_nat
Nov. 3rd, 2010 04:04 pm (UTC)
А меня всегда удивляет, когда люди, которых ты знал, как умных, образованных - вдруг начинают рассуждать в духе антисемитизма, начинают подводить логическую базу... Как-то противно становится.
natabelu
Nov. 3rd, 2010 04:22 pm (UTC)
это ужасное ощущение.
(no subject) - the_toad - Nov. 3rd, 2010 10:31 pm (UTC) - Expand
tubilets
Nov. 3rd, 2010 04:05 pm (UTC)
у меня такое ощущение, что время было совершенно дурацкое - выжить можно было только непостижиммым образом вывернув свои внутренности или просто надеясь что тебя беда минует.
natabelu
Nov. 3rd, 2010 04:24 pm (UTC)
дурацкое, да... но как-то умудрялись)
mak2a
Nov. 3rd, 2010 04:19 pm (UTC)
Про "Люди, годы, жизнь" уже написали, и это восполняло огромный, я бы сказала, пробел в моём довольно хаотичном образовании. Вовремя. Кстати, у нас и Серебряный век частенько преподносят в последнее время как этакое царство одержимости. А юдофобов с литературным уклоном я встречала - как правило, читать их невозможно.
natabelu
Nov. 3rd, 2010 04:25 pm (UTC)
а разговаривать с ними вообще не дай бог)
(no subject) - mak2a - Nov. 3rd, 2010 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mak2a - Nov. 3rd, 2010 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mak2a - Nov. 3rd, 2010 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mak2a - Nov. 3rd, 2010 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Nov. 3rd, 2010 06:21 pm (UTC) - Expand
mochalkina
Nov. 3rd, 2010 04:30 pm (UTC)
я хорошо отношусь к писателю Эренбургу. Хуренито, мемуары - ну, наверное, еще "13 трубок" (которые, впрочем, не помню) и "от жажды умираю над ручьем".
natabelu
Nov. 3rd, 2010 04:43 pm (UTC)
да, он хороший был)
(no subject) - old_greeb - Nov. 3rd, 2010 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mochalkina - Nov. 3rd, 2010 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_greeb - Nov. 3rd, 2010 07:00 pm (UTC) - Expand
para_strok
Nov. 3rd, 2010 04:36 pm (UTC)
"Люди, годы, жизнь" я так и не прочитала. Но в свое время я слышала от человека, вкус которого у меня сомнений не вызывает, что книга хорошая. Именно с точки зрения "повышения образованности" - как было выше замечено. Так что, видимо, придется теперь все-таки прочесть)
natabelu
Nov. 3rd, 2010 04:44 pm (UTC)
хорошая книга, но, собака, длинная, я бы подсократила)))
myworld
Nov. 3rd, 2010 05:14 pm (UTC)
где-то в старших классах школы добралась до собрания сочинений Эренбурга
"Люди, годы, жизнь", и, конечно, Хулио Хуренито
сколько раз перечитывала? много
очень точно чувствуется то время
natabelu
Nov. 3rd, 2010 05:22 pm (UTC)
да!
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 198 comments — Leave a comment )