?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На заре советской власти, когда рушились основы "но так близко подходило чудесное к развалившимся старым домам" (если верить Ахматовой), музыканты тоже отличились, решив сбросить кое-что с парохода современности. В 1922м году был организован "ПЕРСИМФАНС" - ПЕРвый СИМфонический АНСамбль (просуществовал десять лет). Он был замечателен тем, что оркестранты играли без дирижера. Они решили освободиться от диктатуры в музыке. Музыканты садились кругом - то есть частично спиной к зрителям - и играли, глядя друг на друга и друг по другу ориентируясь. Причем это не было популизмом. Судя по свидетельствам, играли они очень хорошо, и репертуар был ничего себе: на первом концерте они играли Героическую Бетховена. Публика подозревала - исходя из слаженности оркестра - что кто-то все-таки ими "тайно управляет", но нет, такого не было. Насколько я знаю, больше таких оркестров не возникало (во всяком случае такого уровня).
Что касается дирижеров - они действительно мучили оркестрантов, действительно были диктаторами, и их личности, что называется, давили и "окрашивали" саму исполняемую ими музыку; Караяна считали фюрером, Стоковского - гипнотизирующим шарлатаном, Бернстайна - ловким шоу-меном. Властность, обяание, магнетизм, гипноз - все эти понятия приподнимали их над простыми смертными. Дирижеры сознательно претворяли в жизнь образ "великого маэстро". Хотя самое забавное то, что многие из них именно ими и были! 
В связи с чем еще один показательный случай. 
Одной даме-дирижеру удалось добраться до Метрополитен-оперы. Но ее почти сразу и уволили, поскольку некий ценный баритон решительно отказался петь под управлением женщины. Дискриминация, однако. Но я не брошу в него камень: если иметь в виду, что дирижер требует полнейшего подчинения и является полубогом, полуфюрером, петь под управлением бабы - значит признать, что ты ей некоторым образом отдался, унизился, признал ее безоговорочную власть; что хотя ты и поешь - по сути дела, в тряпочку молчишь... Не всякий мужчина выдержит такое даже в обычной жизни, - а уж в публичной, профессиональной и творческой - тем более.
promo natabelu october 22, 2015 10:01 161
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
cleofide
Dec. 30th, 2007 11:00 am (UTC)
Вот забавно: аккурат вчера я была ра концерте камерного оркестра Pratum integrum - они, естественно, играют, как было принято в частных капеллах 18 века - без дирижера, поскольку их немного и все видят друг друга. В таких случаях организующая роль принадлежит первому скрипачу и клавесинисту (как правило, капельмейстер в 18 веке сам либо играл на скрипке, либо сидел за клавесином).
Действительно, идея дирижера-диктатора - порождение второй половины 19 века и романтических "сверхличностей". Но всё-таки именно дирижер вносит в интерпретацию неповторимо индивидуальное начало, потому идея ПЕРСИМФАНСА оказалась утопией: технически они могли играть хорошо, но яркостью, вероятно, их интерпретации уступали "диктаторским". Большие оркестры не могут обойтись без дирижера, как выяснилось в последующем. Но дирижер не обязательно должен быть тираном - в наше время этого на Западе не допустят профсоюзы ))). А у нас особый путь, и потому самый уважаемый и знаменитый - явный "тиран" и "диктатор" Гергиев...
natabelu
Dec. 30th, 2007 11:22 am (UTC)
Восемнадцатый век - это, конечно, "совсем другая история", перикидной мостик от тез милых капелл до Персимфанса - очень условный.

Судя по отзывам об игре Персимфанса, они играли достойно (Прокофьеву вроде бы нравилось), не по-ремесленному. Но невозможно судить, не слыша.
И дирижеров "не-тиранов" сейчас достаточно (я просто одной ногой в прошлом веке, а другой в позапрошлом - и для меня никакого миллениума будто и не было!). Однако - уж не знаю, снобизм это мой или что другое - но дирижерская тирания (или диктаторство), может быть, совсем не лишняя часть этой профессии. Ведь в один ряд с каким-нибудь монстром вроде Тосканини сейчас поставить некого... Хотя... так говорить - нехорошо; может, не пройдет и пятидесят лет, как кого-нибудь объявят гением, и совсем не без оснований (большое видится на расстояньи). У меня даже есть некоторые подозрения - кого именно.
Кстати, упомянутый вами Гергиев, например, по меньшей мере молодец)))
little_longnose
Dec. 30th, 2007 02:01 pm (UTC)
Похожая ситуация была очень удачно показана у Феллини.
natabelu
Dec. 30th, 2007 02:10 pm (UTC)
Ну, учитывая итальянский темперамент - там все вышло куда более скандальезно, когда они взбунтовались против дирижера, да и результат получился "итальянизированный": большая буча)))
Фильм трогательный был. И Нино Рота лишний раз всегда приятно послушать.
little_longnose
Dec. 30th, 2007 04:34 pm (UTC)
Да, фильм действительно трогательный.
( 5 comments — Leave a comment )