?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С одним гражданином Соединенных Штатов Америки приключилась занимательная история. Этот гражданин был хороший парень, пианист, книжки писал ("Разговоры с Менухиным", "Беседы за клавиатурой" и т.д.); звали его Дэвид Дюбал. Написал он и неплохую книжку про Владимира Горовица, в которой, собственно, и была некогда обнаружена эта история.
Года три Дэвид приходил в дом Горовица и Ванды, его супруги; прекрасно проводил с ними время, брал интервью, примечал специфические особенности этой странной русско-итальянской парочки (или лучше сказать - итальяно-еврейской) и наслаждался игрой Горовица на рояле (иной раз маэстро играл для него лично, причем играл от души, что, конечно, дорогого стоит). Горовиц и Ванда относились к молодому американцу практически как к сыну. Однако через некоторое время - как всегда бывает в подобных историях - из тумана, вынимая ножик из кармана, вышло одно "но". Всякий раз, как Горовицы собирали какой-нибудь прием, Дэвида приглашали одного - то бишь без его женщины, с которой он жил в тот момент гражданским браком. По правилам хорошего тона приглашаемый имеет право - то есть само приглашение это предполагает - привести с собой гостью; причем "хороший тон" мистера и миссис Горовиц распространялся на всех членов американского общества, кроме нашего злополучного парня. Они упорно не желали, чтобы он притаскивал свою женщину. Сразу скажу на всякий случай, что она не была проституткой, умела пользоваться ножом и вилкой и все такое прочее. Наш парень стал надуваться, сердиться, в душе его поселилась жгучая обида, что он-де человек второго сорта; все люди - как люди, со своими бабами приходят, вот Вуди Аллен с Миа Ферроу, причем у них тоже гражданский брак... - и так далее. Когда ему вручили приглашение на юбилей свадьбы Горовица и Ванды - и оно опять-таки оказалось на одно лицо - гордый парень решительно заявил: "Не пойду! Ни за что не пойду, ну вас к черту!" - в общем, не так он, конечно, сказал, но дал понять, что ежели великий пианист и дочь великого дирижера одумаются и применят к нему правила приличия, он с удовольствием придет на празднование со своей дамой, а если приглашения на два лица он так и не дождется - значит, со своей дамой в тот день он будет в каком-то другом месте. Мистер и миссис Горовиц тоже рассердились, поскольку вообще были склонны к самодурству и не желали признать свою неправоту. Короче говоря, уперлись все; трогательной дружбе пришел конец; через некоторое время Горовиц умер. Дэвид иногда созванивался с Вандой и они мирно грустили.
Хотела бы я знать - был ли смысл так отстаивать это несомненно святое право всякого гражданина получить приглашение и для своей женщины тоже? Не было ли разумнее смириться с чужой блажью - ведь Горовиц есть Горовиц, причем не только в смысле каких-то своих тараканов, но и с том смысле что он великий музыкант... Не стоило ли времено забить на то, что человек - это звучит гордо?
Все мои знакомые, читавшие книжку, говорили, что, несомненно, парень зря разобиделся, все это можно было с легкостью проглотить или, во всяком случае, проявить снисходительность; и его женщина, если она не идиотка, тоже вполне бы его поняла...
А я этого парня за его упертость очень уважала. Я думала - вот, чувак не пресмыкался перед гением, он и себе знал цену (даже если "цена небольшая"); не желал прикидываться ветошью - а кроме того, он не мог позволить пренебрежительного отношения к своей женщине. 
Теперь у меня в мозгу что-то сместилось, и я думаю то так, то этак... В общем, из серии "быть или не быть" - или скорее "что благородней?"... Да кто ж его знает? - отвечаю я себе и яростно грызу ноготь. Тупик.

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
paulkosov
Jan. 27th, 2008 07:32 am (UTC)
А на юзерпике не портрет Рихтера кисти Дискау? Или я что-то путаю??
natabelu
Jan. 27th, 2008 12:04 pm (UTC)
Именно!
(no subject) - natabelu - Jan. 27th, 2008 12:05 pm (UTC) - Expand
dingoblues
Jan. 27th, 2008 07:53 am (UTC)
Т.е. Горовиц не приглашал эту женщину именно потому, что тот был на ней официально не женат? Или это касалось персональной неприязни к этой женщине?
natabelu
Jan. 27th, 2008 12:11 pm (UTC)
Нет, то, что он был на ней официально не женат, не играло роли: все приходили с подругами (вот хоть тот же Вуди Аллен). С персональной неприязнью тоже как-то сомнительно - они же ее не знали толком. Просто им попала вожжа под хвост. Это какое-то своеобразное "родительское" тиранство - такая у меня версия. Может быть, тоже несостоятельная.
(no subject) - dingoblues - Jan. 27th, 2008 01:26 pm (UTC) - Expand
rita_shein
Jan. 27th, 2008 08:40 am (UTC)
Да уж, непонятно, как реагировать. И так, вроде, логично, и и эдак...
natabelu
Jan. 27th, 2008 12:14 pm (UTC)
А самое некомфортное место в этой истории - это место той злосчастной женщины...
Вот уже чего не хотелось бы!)
(no subject) - rita_shein - Jan. 27th, 2008 01:35 pm (UTC) - Expand
yasnaya_luna
Jan. 27th, 2008 08:46 am (UTC)
Парень поступил по-мужски. А музыканты - часто самодурят по-своему. Вон Рихтер терпеть не мог Штрауса (но кто его об этом спрашивал?!).
natabelu
Jan. 27th, 2008 12:16 pm (UTC)
А какого именно Штрауса не любил Рихтер?
Что до парня - пожалуй, да; будь я парнем, наверное, поступила бы так же...
(no subject) - yasnaya_luna - Jan. 27th, 2008 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 27th, 2008 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Jan. 27th, 2008 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 27th, 2008 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Jan. 27th, 2008 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 27th, 2008 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Jan. 27th, 2008 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 27th, 2008 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zottovoice - Jan. 27th, 2008 11:10 am (UTC) - Expand
natabelu
Jan. 27th, 2008 12:20 pm (UTC)
Учитывая, что они были очень своенравны - причины просто могло не быть... Просто им так захотелось. Причем в основном - Ванде. А против жены Горовиц не пёр.
kaplly
Jan. 27th, 2008 11:42 am (UTC)
Как все ваши истории, эта тоже замечательная. Но меня одно выражение интересует - "прикинуться (прикидываться)ветошью". Оно вообще распространенное? Я никогда его не слышала. Но услышала не так давно от моей новой, теперь очень хорошей знакомой (подругой еще не решаюсь назвать). Оно (выражение) меня так поразило, так понравилось, точное такое, с юмором. Откуда оно?
natabelu
Jan. 27th, 2008 12:25 pm (UTC)
Выражение и правда отличное. Не думаю, что оно из какого-то литературного источника. В моем детстве его употребляли мужики разные - отец, дядюшки. Какой-то советский жаргонизм, м.б. как обычно - околоблатной (конечно, родня моя в тюрьме не сидела, но язык обогащался сам собой).
Еще хорошее у них было выражение - если кто-то расфуфыривался, наводил внешний лоск - они спрашивали: "Шикуешь, клюшка?" Сейчас никто никого "клюшками" не называет. А "прикидываться ветошью", стало быть, еще дает о себе знать (судя по мне и вашей знакомой (подруге)))
brimborium_new
Jan. 27th, 2008 12:28 pm (UTC)
Горовиць известен своей нетрадиционной сексуальной ориентацией, от сюда могут быть эти причуды. Или может быть он, действительно, проникся к этому парню с отцовской стороны, ведь дочка пианиста погибла ...
natabelu
Jan. 27th, 2008 12:31 pm (UTC)
Да, с дочкой у них грустно получилось...

А с парнем получилось загадочно)
(no subject) - brimborium_new - Jan. 27th, 2008 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 27th, 2008 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brimborium_new - Jan. 27th, 2008 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 27th, 2008 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brimborium_new - Jan. 29th, 2008 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 30th, 2008 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - brimborium_new - Jan. 30th, 2008 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 31st, 2008 05:48 am (UTC) - Expand
ninulka
Jan. 27th, 2008 03:21 pm (UTC)
Ога, прекрасно помню эту ситуацию из книжки..
Думаю, я Дюбала все-таки уважаю)
Даже великий талант никого не освобождает от ответственности быть с людьми вежливым..
natabelu
Jan. 27th, 2008 08:43 pm (UTC)
Формально-то вроде как не освобождает. А по жизни иной раз выходит, что вроде как и освобождает...
(no subject) - ninulka - Jan. 28th, 2008 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 28th, 2008 10:08 am (UTC) - Expand
esya
Jan. 27th, 2008 03:22 pm (UTC)
А тут, наверное, не за право приходить со своей женщиной шел бой, и не про знал себе цену. Они к нему относились как к сыну, и тут подростковый конфликт отцов и детей всплыл.
natabelu
Jan. 27th, 2008 08:56 pm (UTC)
Да, похоже. Я тоже склоняюсь к этой версии.
muehlbach
Jun. 19th, 2011 09:21 pm (UTC)
Мне кажется, что отношение Горовица и Ванды к Дюбалу было достаточно двойственное. Они не могли не видеть, что тот, мягко говоря, не слишком умен, жутко самонадеян, наивен и т.д. Горовиц с Вандой - европейцы, со всей присущими европейцам иронией, любовью к двойным смыслам, гордыней и т.д. Да, были привязаны. но не слишком. Это в воображении Дюбала рисовалось: ну что, брат Горовиц? - Да так как-то все... :-) А на самом деле просто снисходительно принимали обожание Дюбала. За ровню себе его никогда не считали, потому и дико им казалось приглашать его с дамой.
natabelu
Jun. 19th, 2011 10:07 pm (UTC)
Очень может быть. Они над ним наверняка потешались) Но и сами были забавными)
( 41 comments — Leave a comment )