?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Здесь должно было быть солидное исследование. Но будет небольшая заметка-размазня. Скажем за это спасибо моему рано увядшему мозгу.
Образ пианиста в синематографе - никого, кроме меня, не волнующая, но, тем не менее, занимательная тема. Потыкаем же туда-сюда в рамках означенного интереса.
Ткнув в первого попавшегося киношного пианиста, попадаем сразу в двух - в "Знаменитых братьев Бейкер". Прелестный американский фильм. Братья-пианисты играют на двух роялях по кабакам и отелям и имеют массу психологических, личностных, внутренних (подчеркните приглянувшееся)
проблем. Надо сказать, что с их проблемам (братское соперничество, не слишком блестящая карьера, то да сё) разобрался бы любой завалящий психотерапевт. Сдается мне, проблемы были бы куда глобальнее, играй братья, скажем, Шопена, а не американские песенки и легкий джаз (пардон, если что). Чем выше виртуозность кино-пианиста - тем уязвимей его психика. То, что братья Бейкер именно пианисты, а не клерки, просто сообщает им дополнительную нелепость - мы сочувствуем им и их искусству, хрупкому, неуместному и злополучному в этом глухом на оба уха, холодном и суетном мире чистогана. А то, что братья - не Рихтеры, а всего лишь Бейкеры, в свою очередь сообщает им известную вульгарность в значении "простоту": это действительно простые американские парни, которым "не повезло" - они умеют только и умеют, что неплохо играть на роялях, вот ведь фигня какая. Тут нельзя не отметить, что доблестные американские кинематографисты, насыщая свои фильмы музыкальностью и делая музыкальными персонажей, ловко превращают свои истории в более тонкие и очаровательные, чем можно было рассчитывать.
В "Легенде о пианисте" (более точно - "Легенде об океанском пианисте" или "пианисте в океане" - желающие могут поупражняться в переводе) с Тимом Ротом, фильме красивом, но несколько безвкусном, с "эффектами", мелодраматизмом и пр., зацикленность героя на фортепианном искусстве значительно серьезнее, чем у простых американских парней, и потому его сдвиг по фазе допрогрессировал до бессмысленной погибели на подлежащем уничтожению океанском лайнере. Таким образом, повторю, чем виртуознее исполнитель - тем он более "не в себе": он даже готов расстаться с жизнью, лишь бы не встретиться с реальностью, в которой уже не будет знакомого, надёжного, фешенебельного замкнутого пространства. Пространства, где он мог бесконечно импровизировать и горя не знать. Крышка рояля захлопывается, как крышка гроба, и наоборот.
Существует также общеизвестный фильм "Пианистка" с Изабель Юппер, где в соответствии с традициями европейского кино героиня больна на всю голову. И немудрено, что самое естественное для сумасшедшей женщины - быть пианисткой, ибо работай она в кондитерской лавке, её сексуальная и психическая извращенность выглядела бы куда более дешево; а при пианино в доме всякий изврат уже каким-то боком приобщен к мировой культуре. Пианино, звуки музыки, музыкальные занятия и пр. - необходимый антураж, естественный фон для происходящих на экране неестественностей, а не суть, не смысл и не содержание кинополотна; всё это, конечно, не может не огорчать, зато позволяет констатировать тенденцию: если в кадре фортепиано - будет бо-бо (как говорится - "Рафик с утра чувствовал, что кого-то изнасилуют").
В случае с австралийско-новозеландским фильмом "Пианино" название вроде бы говорит само за себя - но говорит оно даже больше, чем можно подумать (мне любезно указали, что верный перевод - "Фортепиано"). Кроме того, что это аскетичный триллер с отрубанием пальцев и прочими чудесами, - это еще и история супер-фетишизма. Героиня тащит за собой рояль из Шотландии в Новую Зеландию, заключив брак "по договору". Будучи немой, она общается с миром с помощью инструмента (точнее - выражает с его помощью себя). Бессмысленные новозеландцы отказываются волочь его через бессмысленные новозеландские болота, и фортепиано до поры до времени, пока не закрутилась настоящая драма с его участием, величественно высится на берегу океана (этому обстоятельству мы обязаны красивейшими кадрами). Впоследствии буквально каждая клавиша рокового инструмента будет стоить героине определенную цену. Удивительный фильм о том, как музыка переворачивает почти колхозные устои; даже само наличие фортепиано "не в том месте и не в то время" начинает странным образом подсвечивать реальность. Героиня обретает личное счастье только вместе с возможностью наконец беспрепятственно играть на своем инструменте, - чего, как говорится, и вам желаю.
В блестящем фильме "Блеск" с Джеффри Рашем трудно объективно оценить фантазии авторов, ибо фильм биографический (об австралийском пианисте Девиде Хэлфготте). Тут искусство игры на пианино - корень всего, двигатель сюжета; история героя - это история преодоления препятствий во имя достижения мастерства. Герой сошел с ума, осуществляя детскую мечту: исполнить Третий концерт Рахманинова так, чтоб чертям тошно стало. Хотя и очень эффектно, зато очень наглядно герой из относительно разумного оборотился относительно безумным. Кино об ужасах виртуозности. Можно смело рекомендовать всем, кто учит Третий концерт Рахманинова (хе-хе).
В фильме Поланского "Пианист" мы также имеем дело с биографией реального человека (польского еврея Владислава Шпильмана, бежавшего из гетто). То, что персонаж - именно пианист, в контексте оккупированной Польши добавляет ему уязвимости, в дополнение к тому основному кошмару, что он еврей. Еврей-пианист - выглядит уже приговором. Однако товарищи - не-пианисты - скрывают его, подкармливают, перепрятывают из соображений какого-то долга, - чем черт не шутит, может, перед искусством... Всё безнадежней ситуаця, и всё больше герой превращается в голодное несчастное животное. Однажды он теряет свою человеческую сущность окончательно: он не смеет прикоснуться к пианино в якобы пустой квартире, опасаясь соседских ушей, в страхе, что услышат и донесут. Лишившись возможности заниматься, он деградирует стремительней, чем от голода. Ближе к освобождению (и Польши, и персонажа) он рискует, в порядке отчаянья и почти самоубийства, ударить наконец по подвернувшимся клавишам; и вместо того, чтобы радостно его расстрелять, пианиста спасает от голодной смерти немецкий офицер.
Позволю себе свернуть с гладкой киношной магистрали в сторону шероховатой реальности. В фильме спасение Шпильмана выглядит так, будто фашист проникся музыкой и оттого не сдал еврея, - заради, так сказать, новых культурных впечатлений накормил, обогрел и уберёг. В реальности офицер, конечно, тоже проникся, но, похоже, он не сдал бы Шпильмана "по-любому"; этот немец спас многих евреев независимо от их музыкальных талантов. Впоследствии он умер в сталинских лагерях (где подвергался постоянным избиениям и издевательствам - и где не обращали никакого внимания на ходатайства спасенных им людей). Сын Владислава Шпильмана пытался, выполняя волю покойного отца, организовать немцу деревце на знаменитой "аллее праведников", но соответствующий комитет ему отказал под тем предлогом, что русскими (советскими) деятелями немец решительно и безоговорочно записан в военные преступники.
Кстати, о русских. Наших кинематографистов пианисты как киногерои вообще не интересуют. А вот в далёкие советские времена было изваяно два крайне показательных кинообраза (увы, не центральных), которые на протяжении долгих, бесцельно прожитых лет волновали мое воображение и смущали разум. Но об этом - в следующей серии. Продолжение следует - хотите вы того или нет, дорогие товарищи!

(Кадры из фильмов: "Фортепиано" (более известного как "Пианино"), "Пианист", "Пианистка", "Легенда о пианисте"
)
promo natabelu октябрь 22, 2015 10:01 171
Buy for 300 tokens
Бывает, просыпается во мне какой-то молодой кинематографист, кряхтит, зевает и говорит: да ну вас, какой я молодой? И снова засыпает. А бывает, что встрепенётся - и давай ваять. Нынче кинематографист сваял нечто в оригинальном жанре: новое старое кино. Точнее, это трейлер несуществующего…

Comments

( 148 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
bezim
Jan. 23rd, 2009 12:00 am (UTC)
да, мы хочим!
natabelu
Jan. 23rd, 2009 12:16 am (UTC)
если хочите - полУчите! но уж тогда не жалуйтесь!))
gulka
Jan. 23rd, 2009 12:10 am (UTC)
Фильм "Бессмертная возлюбленная" про Бетховена обязательно должен войти в Ваш обзор :)
natabelu
Jan. 23rd, 2009 12:18 am (UTC)
ни в коем случае! здесь только пианисты! композиторы - совсем другое дело!)
(no subject) - gulka - Jan. 23rd, 2009 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 12:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - se_boy - Jan. 23rd, 2009 12:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 01:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - se_boy - Jan. 23rd, 2009 01:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 01:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - se_boy - Jan. 23rd, 2009 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 03:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - se_boy - Jan. 23rd, 2009 04:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 04:50 am (UTC) - Expand
read_only5
Jan. 23rd, 2009 01:46 am (UTC)
Тихо сижу в углу и думаю - а фильм "Рей" тянет на фильм про пианиста или?..)
natabelu
Jan. 23rd, 2009 01:52 am (UTC)
ну, как ни крути, это ж действительно фильм про пианиста!)
хыть "всё это рок-н-ролл" и вообще...)
(no subject) - natalia_vesna - Jan. 23rd, 2009 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natalia_vesna - Jan. 23rd, 2009 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 10:24 pm (UTC) - Expand
zalevska
Jan. 23rd, 2009 03:55 am (UTC)
супер! люди ждут!
natabelu
Jan. 23rd, 2009 03:58 am (UTC)
и люди таки дождутся! да-с!)
2shpakovskiy
Jan. 23rd, 2009 04:15 am (UTC)
Спасибо! Как всегда с удовольствием прочла часть первую, жду вторую с нетерпением. Один из любимейших фильмов - "Пианино", лет в 19 произвел на меня неизгладимое впечатление, запал в душу да там и остался:) А "Пианистку" я побоялась смотреть...:)
natabelu
Jan. 23rd, 2009 04:16 am (UTC)
Я тоже люблю "Пианино".
А "Пианистку" - нет!))

большое спасибо за внимание!
(no subject) - chu_cha - Jan. 23rd, 2009 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - chu_cha - Jan. 23rd, 2009 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chu_cha - Jan. 23rd, 2009 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 12:19 pm (UTC) - Expand
mufta
Jan. 23rd, 2009 05:30 am (UTC)
очень люблю "Пианино". Зашибло оно меня много лет назад. Найти бы..и по телеку не показывают.
Ждём-с продолжения. Я в предвкушении "Наташа стала невыносимой")))))))
natabelu
Jan. 23rd, 2009 05:39 am (UTC)
я думаю, найти его можно! хотя я и так помню "пианино" в подробностях...

а что до "наташа стала невыносимой" (гыгыы) - эх, не передать мне, боюсь, эти волшебные интонации!))
lunnaya_belka
Jan. 23rd, 2009 05:32 am (UTC)
"Пианист"-лучшая роль Эдриана Броуди по моему мнению.
natabelu
Jan. 23rd, 2009 05:40 am (UTC)
согласна.
мне даже кажется, это объективно его лучшая роль)
(no subject) - lunnaya_belka - Jan. 23rd, 2009 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 05:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - bezb - Jan. 23rd, 2009 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bezb - Jan. 23rd, 2009 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bezb - Jan. 23rd, 2009 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 03:44 pm (UTC) - Expand
bianki
Jan. 23rd, 2009 06:04 am (UTC)
А я не видела первый фильм и "Пианист".

Еще мы всегда туту шутим, что Юппер снимается только с одним условием: "чтоб фильм хоть немножко, но про пианино!". И вот поэтому у нее в кино "Спасибо за шоколад" муж-пианист, а в "8 женщин" она тоже ненадолго за пианино садится, и еще где-то, я уже не помню сейчас.

Еще "Касабланка" вспомнилась
natabelu
Jan. 23rd, 2009 06:13 am (UTC)
ага, она такая!
"спасибо за шоколад" - занятное кинцо))
а "8 женщин" мне категорически не нравится.

"касабланка" хороша! и пианист там правильный был, соображал)
(no subject) - bianki - Jan. 23rd, 2009 06:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 06:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - bianki - Jan. 23rd, 2009 06:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - natalia_vesna - Jan. 23rd, 2009 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natalia_vesna - Jan. 23rd, 2009 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natabelu - Jan. 23rd, 2009 10:25 pm (UTC) - Expand
bianki
Jan. 23rd, 2009 06:07 am (UTC)
аа! "Рэгтайм" еще!
natabelu
Jan. 23rd, 2009 06:14 am (UTC)
точно!
только там народу много))
natabelu
Jan. 23rd, 2009 06:14 am (UTC)
страшное дело!!!)))
kaplly
Jan. 23rd, 2009 06:28 am (UTC)
"Аккомпаниаторша" - французский фильм был, года так 92 или около.Но аккомпаниаторша там сторонний наблюдатель главной истории, истории певицы. Но тем не менее.
natabelu
Jan. 23rd, 2009 11:11 am (UTC)
Да, помню Аккомпаниаторшу. Довольно симпатичный фильм. И Сафонова там была красивая)
по ряду причин не упомянула)
kairwendis
Jan. 23rd, 2009 07:52 am (UTC)
У меня скачаны "Пианист", "Пианистка", "Пианино" и "Легенда о пианисте",причем уже давно. Всё не знаю, с какого начать. )
natabelu
Jan. 23rd, 2009 11:15 am (UTC)
Ну, тут надо исходить из настроения)
volandband
Jan. 23rd, 2009 07:58 am (UTC)
к мысли о
если уж про принадлежность к клавиатуре, то я бы еще про РЭЯ написал - хотя там пианино тоже, скорее всего, лишь инструмент (хих) или средство к показу всяческих прикольных нюансов непостижимой творческой души.
особенно впечатляет американских домохозяек (и режиссеры спешат этим пользоваться) магический эффект от внезапно настигающего успеха, когда какой-то человек садится к роялю и запросто так, перебирая пальцами, извлекает из таинственного инструмента миллионы денег, успех и популярность - американскую мечту, короче.
а демонстрация духовных мук - это что-то вроде попытки представить зрителю основание, по которому вроде обычный человек заслужил такое счастье еще при жизни. :)

а наши...
почему-то Олег Анофриев в военной форме, играющий "Майский вальс" в каком-то кино про войну уверенно на первом месте.
а фигли? на улице Берлина, среди чужих людей в военной форме и напуганного местного населения Русский Зольдат хорошо поет на непонятном языке почти штраусовский вальс!
идея отличная, без сомнений.

на втором у меня - Славка из "Последнего лета детства", на ходу меняющий тапера в кинотеатре.
но это наверное потому, что меня тоже так зовут и еще что меня так же загоняли за фоно в моем несчастном детстве... :)

а третий, пожалуй, будет возвращающийся в свою зону Олег Басилашвили из "Вокзала на двоих".
исключая прикладной аспект професии, очень так душевно у него там все получилось.
хотя очень может быть, что это заслуга Ширвиндта в большей степени, так что тут место делится напополам.

вот так как-то.
http://volandband.livejournal.com/110717.html
:))
natabelu
Jan. 23rd, 2009 11:19 am (UTC)
Re: к мысли о
ну, эпизодов с внезапными заигрываниями с пианино полно и в буржуинском, и в советском кино - но они, эпиходы, тревожить нас не могут! этак, знаете ли, нам придется поминать и Шарапова в логове Горбатого))

а вот Рей - действительно вполне себе фильм о пианисте, тут не отвертишься))
Re: к мысли о - volandband - Jan. 23rd, 2009 11:42 am (UTC) - Expand
Re: к мысли о - natabelu - Jan. 23rd, 2009 12:00 pm (UTC) - Expand
Re: к мысли о - volandband - Jan. 23rd, 2009 12:03 pm (UTC) - Expand
Re: к мысли о - natabelu - Jan. 23rd, 2009 12:06 pm (UTC) - Expand
radistka2000
Jan. 23rd, 2009 07:59 am (UTC)
не про пианино, но про музыку
Кстати о фильмах, тут, говорят, про Клару Шуманн фильм вышел...
natabelu
Jan. 23rd, 2009 11:21 am (UTC)
Re: не про пианино, но про музыку
Это хорошая новость!
(Deleted comment)
natabelu
Jan. 23rd, 2009 11:21 am (UTC)
да, это жаль!
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 148 comments — Leave a comment )