А потом я узнала, что другой композитор может (теоретически) получить премию в семьсот тысяч рублей. Эта сумма произвела на меня большое и приятное впечатление. Внезапный Клондайк. Правда, получить эту сумму композитор может не за музыку, а за книгу. Россия всё-таки страна очень литературоцентричная, и это выражается даже в деньгах. Книга называется «Книга книг», автор - Владимир Мартынов; моя подруга
На Нинку и на ещё ряд неглупых людей его сочинения оказывали большое влияние. Вот такой, например, стала Нинка из-за работы с мартыновскими книгами:

А один гражданин впал в кратковременную депрессию после прочтения мартыновского труда (тот труд, кажется, назывался «Конец времени композиторов»). Про депрессию я сейчас не в плохом смысле. Депрессия, я считаю, вещь полезная, очищающая. Гражданин вышел из депрессии обновлённым, но с тех пор книги Мартынова читать опасается.
В общем, возмечталось, чтобы композитор Мартынов получил большие деньги, он достойный автор. К тому же это был бы неплохой социальный эксперимент: изменится ли его сумрачное мировоззрение после получения красивой суммы денег или он так и будет всячески нагнетать атмосферу.
Премию даёт Фонд Прохорова: Мартынов вошёл в шорт-лист премии «НОС» («НОвая Словесность»); остальные вошедшие авторы и книги - как честный человек, перечислю, вдруг кто-то что-то читал и за кого-то болеет, - Сергей Беляков, «Гумилев сын Гумилева»; Евгений Водолазкин, «Лавр. Неисторический роман»; Александр Григоренко, «Ильгет. Три имени судьбы»; Михаил Елизаров, «Мы вышли покурить на 17 лет», Андрей Иванов, «Харбинские мотыльки»; Эдуард Кочергин, «Записки Планшетной крысы»; Маргарита Хемлин, «Дознаватель», Константин Чарухин, «Щежерь». В лонг-листе книг, конечно, больше, здесь голосование (тот, кого выберут читатели, получит 200 тысяч рублей; тоже хорошо). Вот тут ссылка на дебаты, где обсуждаются лонг-листовые книги; Линор Горалик смешно говорит о книге Мартынова, что ей, Линор, незнакома его музыка и чужда его философия, но «Книга книг» ей нравится и многие из этих стихов с ней "вполне разговаривают" (так я узнала, что в книге есть стихи!), а ещё не помню кто говорит, что "Мартынов - это кул". Дебаты любопытные, особенно для профессиональных писателей. Во-первых, я давно не слышала, чтобы кто-то серьёзно обсуждал современную литературу, во-вторых - я до этого случая вообще никогда не слышала, чтобы кто-то объяснял, с какого, собственно, перепугу кого-то на что-то номинируют.
Я читала, кстати, отрывок из «Обращения в слух» Понизовского. Я - против. Персонажи сидят в Альпах, слушают записи с рассказами "простых людей" и мусолят русскую душу: "Вот это поразительно! – Белявский развел руками и даже стал озираться, как будто ища поддержки у многочисленной аудитории, – вы же юные люди, откуда в вас эта зараза?! Вы не видите, что они на этом и насосались, все это совковое быдло… Да, быдло! – крикнул Белявский. – Почему не назвать быдло быдлом, если оно суть есть – быдло! И вы его сами кормите этим своим безумием интеллигентским – оно и сосет вас уже почти что сто лет, и радо, над вами же издевается! А если собственную историю знать не хотите – где наибольшая смертность от преступлений? В какой стране? В мирное время – где больше всего изнасилований, убийств, разбойных, увечий, на единицу, на сто человек населения? знаете?" - "Тоже в России?" – проговорил Федор угрюмо.
С другой стороны, у меня может быть просто идиосинкразия к подобной литературе; а в ЖЖ были восторженные отзывы.
Вообще на сайте прохоровского фонда оказалось много занятного. Например, программа поддержки переводов русской интеллектуальной и художественной литературы. Даже детской. И даже классической. Вплоть до Льва Толстого. Иностранные издательства могут отправлять заявки на получение грантов, и в случае успеха из этих денег будут выплачены авторские гонорары (у меня среди френдов есть переводчики, я знаю; если кто-то сотрудничает с иностранными издательствами - можно подкинуть идею работодателям). По этой программе перевели «Клуб убийц Букв» моего любимого писателя Сигизмунда Кржижановского на сербский; перевели на разные языки Гайто Газданова, Сологуба, Довлатова, Лотмана, Герцена, Сорокина, Пелевина, Эренбурга, Улицкую, Цветаеву... На книжной ярмарке Non/fiction будет стенд Фонда Прохорова - и там должно быть ВСЁ.
(И на всякий случай повторю свой месседж: голосуйте за Мартынова, пусть ему станет хорошо.)

Journal information